Корабельная сторона
Номер от 27 сентября 2005 г.

Бакены сняты, проблема осталась
Во что обходятся чиновничьи игры на фарватере

Кассир теплохода «Москва-36», продавая билеты пассажирам, следующим по линии Архангельск-Покшеньга 11 сентября, огорошила неожиданным сообщением: «Учтите, это последний рейс, в следующую субботу уже не пойдем». Народ переполошился: как так, почему, ведь последний рейс был намечен на 18 сентября? Старожилы припомнили, что в прошлые годы еще и дополнительный рейс организовывали, понимая, что в деревнях сентябрь - самая страдная пора. Не могут же пожилые люди, - а именно их больше всего на селе - лето гнувшие спины на огородах, бросить урожай, не убрав его? «Мы люди маленькие, - пожала плечами кассир, - нам сказали - идете последний раз по этой линии».

УЖЕ с понедельника жители Вавчуги и Покшеньги, для которых речной транспорт - единственный для поездок, начали атаковать руководство «пригородки». В райуправлении ответили, что готовы ходить хоть до ледостава, если путейцы оставят на фарватере навигационное оборудование - без буев, вех и створов судоходная инспекция не позволит выйти в рейс с пассажирами.

Вавчужане обратились за помощью в департамент транспорта и связи. Там сначала пообещали помочь, а потом развели руками - уговорить путейцев не удалось.

Как выяснилось, отказ Северного бассейнового управления пути формально мотивирован. Нынешней весной сложилась тяжелая ситуация - уже вовсю шел ледоход, нужно было отправлять по большой воде в боковые реки суда с грузами, выводить плоты зимней сплотки, но, прежде чем пустить буксиры и баржи, путейцы должны расставить навигационные знаки для безопасного плавания. Северное бассейновое управление пути заявило, что не будет выполнять эту работу, так как денег на нее в федеральном бюджете не заложено.

Действительно, в прошлые годы область выделяла средства на содержание водных путей, например, в прошлом году на эти цели было направлено 25 миллионов рублей. Но в 2005 году изменилось законодательство: в связи с разграничением властных полномочий из областного бюджета расходовать деньги на навигационную обстановку нельзя, это будет считаться нецелевым использованием.

Началась переписка между областной администрацией и

БУПом, пошли обращения в Москву. В конце концов ведомство путейцев взяло работы по обслуживанию боковых рек на свой счет. Но предупредило, что, если областной бюджет не возместит затраты, эти суммы снимут с Северной Двины, навигационная обстановка на которой будет убрана на месяц раньше. Все облегченно вздохнули: весенний завоз не сорван, до осени далеко. Лето красное пролетело быстро, за-траты путейцам не были возмещены. Да и откуда было взяться деньгам, если ни в один бюджет они не заложены, лесники, которых рассчитывали привлечь к финансированию, и в более благоприятные для себя годы отказывались от обустройства реки, хотя пользуются ею все активнее, другие транспортные организации тоже не пошли навстречу.

Областная власть и федеральное ведомство до сих пор разбираются, кто ошибся в расчетах. В теплых кабинетах, при высоких зарплатах обмениваться бумагами - не такое уж утомительное занятие. Страдают же люди, которым чиновники могли бы помочь, если бы всерьез озаботились решением непредвиденно возникшей проблемы. Возможность вывезти стариков была.

- В пятницу, 16 сентября, звоню в Вавчугу, - рассказывает Спиридонова, у которой в Вавчуге остались 80-летние родители, - сообщаю, что теплоход не придет, так как сняты все навигационные знаки.

- Как сняты? - удивился отец. - Как стоял белый бакен напротив деревни, так и стоит, и тот, что ближе к Чухчереме, на прежнем месте находится. Вчера еще «Гоголь» мимо шел. Сейчас вон из окна вижу, буксир баржи тянет вверх...

Бакены и вехи, по словам Спиридоновой, стояли и в субботу, и в воскресенье, когда теплоход должен был делать рейс. Стариков же вывозили на лодке под пронизывающим ветром и дождем.

Алексей ГУНДОРОВ