Близится к завершению летняя навигация. На Белое море пожаловали шторма. Экспедиция «Северной недели» по поиску затонувших соловецких колоколов завершает свой третий этап работы, и уже можно говорить о некоторых ее результатах.
ДО НАЧАЛА работ на акватории к рассмотрению экспедицией принимались всевозможные версии. В том числе и устные пересказы, ходившие в поморской среде. Сразу скажем, не все они подтверждались, но и отказаться от них можно было, только получив прямые доказательства их несостоятельности. По мере работы в архивах общая картина, казалось, стала проясняться, но затем появились и новые вопросы. Как и новые версии.Их было меньшеСколько же было исчезнувших колоколов? В легендах, именно в легендах, а не в документах, почему-то упоминалось пятьдесят. Откуда могла взяться такая цифра?По свидетельству исследователя Г.А. Богуславского, на втором и третьем ярусе главной колокольни Соловецкого монастыря размещалось 35 колоколов разных размеров. К слову, Густав Александрович довольно подробно описывает наиболее интересные из них. Кроме того, несколько колоколов, а в их числе и «Благовестник» весом в 72 пуда, на колокольню никогда не поднималось. Они располагались в иных местах. В Троицком и Свято-Распятском скитах на Анзере имелись свои звонницы. Так что можно предположить, что 50 - это некая суммарная цифра всех колоколов Соловецкого архипелага. Однако тех из них, которые пытались вывезти на материк, вероятнее всего, было значительно меньше. Почему?Во-первых, часть их могла погибнуть еще в мае 1923 года. Ученые утверждают, тогда колокольне были нанесены наибольшие повреждения. Жертвой опустошительного пожара оказалось все сооружение, а жар был такой силы, что колокола, особенно небольшие, просто расплавились. Об этом, в частности, заявляет заместитель директора ООО «Институт проектирования и реставрации» Дмитрий Агапов, работающий на восстановлении колокольни.Во-вторых, нет никаких свидетельств, что колокола Троицкого и Свято-Распятского скитов свозились на Большой остров. В пользу этого говорят и колокола, предположительно затопленные в Троицкой губе и в озере Банном на Анзере.Иными словами, цифра 50 пока ничем не подтверждается.А была ли «Карелия»?Вернемся к основной версии о том, что колокола затонули при транспортировке на материк. В числе прочих об этом сообщает наш известный краевед Ксения Петровна Гемп. Еще перед войной она приезжала на Соловки в командировку, и здесь бывший монах по имени Петр Федорович, а также двое кадровых военных рассказали ей о том, что в пересказе самой Ксении Петровны выглядит так...При перевозке колоколов с островов на материк в 1924 году участвовал теплоход «Поморье» или «Карелия». Выйдя из бухты Благополучия, судно с баржой шло мимо Бабьих, Игуменских луд. Западнее Песьих луд баржа коснулась днищем или бортом камней и развалилась.Здесь Ксения Петровна допустила серьезную ошибку. Потому что упомянутых ею пароходов в 1924 году еще не было. Даже в проекте. Очень странно, что такой опытный краевед, как Гемп, не перепроверила этот факт. Однотипные грузо-пассажирские суда «Поморье» и «Карелия», кстати, заказанные специально для каботажа на Белом море, были построены на итальянских верфях соответственно в 1929 и 1930 годах!Быть может, в 1924 году существовали пароходы-тезки? Однако регистровые документы того времени однозначно свидетельствуют: суда с такими названиями не числились.Значит, рассказ Гемп - слух? Однозначно ответить нельзя. Возможно, те, кто поведал Ксении Петровне о разбившейся на камнях барже, или же сама она в позднем своем пересказе, спутала... дату пожара. Монастырь, как выясняется, пострадал от огня не только в 1923 году, но и в 1932-м. В навигацию 1932-го «Карелия» уже работала на линии Архангельск - Летний берег - Соловки и, не исключено, в самом деле буксировала баржу, которая затем «по неизвестной причине развалилась».Со слов собеседников Гемп, произошло это вскоре после того, как суда отчалили. Обломки баржи впоследствии обнаружили на берегу Песьей луды, недалеко от входа в бухту Благополучия, а два колокола, которые вплоть до наших дней демонстрировались в экспозиции музея, доставили в монастырь именно с Песьей луды. Казалось бы, есть два свидетельства.Нет, не все здесь стыкуется. Потому что, по свидетельству И.Т. Баранова, который проживал на Соловках с 1935 года, два упомянутых колокола («Благовестник» и очень старый, с готической надписью) подняли не из воды близ острова, а в свое время перенесли на остров военные моряки, чтобы использовать их в качестве звукового маяка. Выходит, баржа здесь ни при чем. Но тогда откуда колокола были перенесены и где находились до этого?У маяка «Крест»Место предполагаемой аварии баржи нанесли на схему со слов Ксении Петровны. Причем с такой важной пометкой: «Учесть ход судна»... Схему затем спроецировали на подробную навигационную карту. Обратили внимание и на природный фактор - выяснили самое опасное место для прохождения судна. Получилось, таковым является район отмели с маяком «Крест». Здесь фарватер в узком своем месте делает излом. В тумане, при сильном ветре в борт, баржу, ведомую на буксире, вполне могло занести на восточные камни.В 1977 году акваторию близ маяка обследовала экспедиция клуба «Волна» Московского авиационного института, но ничего не обнаружила. В этом году поиск продолжила наша экспедиция. Правда, тоже безрезультатно.У подножия ГолгофыПоисковики не случайно обратили свое внимание на озеро Банное, что на острове Анзерский. Сразу несколько человек утверждали, что на дне его видели колокол. В их числе и К.П. Гемп. Есть также письменное свидетельство семьи Самойловых из Летней Золотицы, в котором утверждается, что «его хорошо видели, видели даже, что у него отколот кусок меди сбоку», «ребята ныряли, чтобы потрогать его», а некий Михаил Елисеев «трогал колокол многократно»... Имеются также сообщения командира соловецкого отряда Энгельса Бронникова, его супруги Натальи.Утверждается: колокол в Банном видели еще в конце 50-х. Однако и здесь есть противоречия. Так, поморка по фамилии Катрина говорит, что колокол все же подняли и вывезли, и даже ссылается на некую квитанцию после сдачи его во Вторцветмет. Бывший комендант Анзерского Виктор Федоров частично соглашается: колокол вывезли на остров Жижгин катером «Калкан», но другие свидетели говорят, что такого катера никогда не было...Предполагаемое место затопления колокола в Банном обозначили участники экспедиции Московского авиационного института, работавшие на озере еще в 1977-м. На своем втором этапе экспедиция «Северной недели» смогла прозвонить этот участок, и чувствительная аппаратура действительно засвидетельствовала - на дне имеется крупный металлический объект. И не один. Вот почему было решено в сентябрьский заезд сконцентрировать усилия на этом участке.За перекатом Троицкой губыЕще одно перспективное направление открылось поисковикам уже в ходе расследования. Есть документ, где та же К.П. Гемп ссылается на услышанный рассказ поморки о том, что в конце 30-х колокола Троицкого скита были сняты и затоплены в одноименной губе. Аналогичные сведения сообщил и Зосим Михайлович Катрин, житель Летней Золотицы. Речь идет о шести маленьких колоколах. Поскольку у самого скита глубина небольшая, Зосим Михайлович утверждал, что колокола были отвезены и затоплены на входе в губу с моря. За перекатом справа здесь есть глубокое место.Значит, у поисковиков появился еще один район для обследования. Но, скорее всего, это уже планы на следующую навигацию.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!