Корабельная сторона
Номер от 6 сентября 2005 г.

Как студент подлодку резал
ПОЛОВИНУ группы судомехаников направили в северный док цеха №50, где достраивался крейсер «Мурманск», а остальных, в том числе и меня, - в южный. В нем начиналось строительство большой серии подводных лодок 611-го проекта, и этот док был выделен в самостоятельный цех - 49-й. Нас расставили по позициям, прикрепили к мастерам.

Одному практиканту из «стариков» - учившихся с нами демобилизованных солдат последнего военного призыва - пришлось несколько дней замещать простудившегося мастера. Мы уважительно наблюдали, с каким озабоченным видом он ходил, и старались не отвлекать его от серьезных дел… Но скоро и на мою долю выпало такое же «счастье». Мой мастер ушел на две недели в отгулы. Перед уходом он заверил меня, что особых проблем не предвидится.

- Будешь выписывать требования на материалы и крепеж да заявки на обработку деталей - вот и все дела, - сказал он на прощанье.

Однако это бодрое напутствие оптимизма мне не прибавило: первые дни я очень волновался. Хотя, честно сказать, фактически-то я ничем не руководил. Бригада спокойно делала свое дело без моих руководящих указаний. И вот, когда я почти совсем успокоился, все и случилось.

Утром иду на заказ и еще издали вижу столпившуюся бригаду.

- Шпиль на фундамент надо ставить, - хмуро говорит бригадир, указывая на лежащий перед ними швартовный шпиль с длиннющим валом.

Фундамент находится снаружи прочного корпуса, а привод - внутри лодки, поэтому приводной вал такой длинный.

- Что же не ставите?

Бригадир раздраженно объясняет, что если взять тросом за турачку (барабан шпиля с рифленой вогнутой поверхностью), то вал становится под углом. А завести его в отверстие фундамента можно только в строго вертикальном положении.

- Так вот же рым наверху, - недоумеваю я, указывая на небольшое кольцо на макушке шпиля.

- Где ты увидел рым? Разве это фиговое колечко выдержит такой вес? - сердится бригадир. И демонстративно отходит в сторону.

Убедившись, что другого выхода у меня нет, я решаюсь. Весь похолодев, осипшим голосом приказываю крепить трос за кольцо. Стропальщик выполняет, всем видом показывая: «Мое дело маленькое». Тогда, распорядившись, чтобы все отошли на безопасное расстояние, начинаю подавать команду крановщице. Рядом сразу же встает стропальщик: «Тебя она не послушается».

Подъем прошел благополучно, и я уже начал направлять вал в отверстие фундамента, но меня опередил сконфуженный бригадир: «Лучше я сам».

Довольный, я направился в конторку, но тут же услышал ругань бригадира. Оказывается, поставить шпиль на место мешает нависающая козырьком носовая часть легкого корпуса. Как ни крути, но надо убирать проклятый козырек. А значит, резать корпус лодки. Посоветоваться с кем-нибудь из мастеров я постеснялся.

- Долго мы так стоять будем? - не выдержал бригадир.

И я решился:

- Давай газорезчика!

Пришел газорезчик. Дрожащей рукой я провел две линии перпендикулярно кромке козырька. Пока резали, опасливо оглядывался по сторонам - не видит ли кто из начальства. Потом один из монтажников начал отгибать надрезанную часть козырька. Каждый удар кувалды отдавался в моей голове, как будто били по ней…

Наутро первым делом пришел на «место преступления». В глаза сразу бросились проклятые надрезы. Как можно равнодушнее я сказал бригадиру:

- Позови сварщика, пусть заварит…

Когда вернулся мой мастер, я сразу же повинился в содеянном. Против ожидания, он отреагировал очень спокойно: «Не переживай, ты все сделал правильно». Еще он сказал, что мы могли обратиться к мастеру, ведущему соседние отсеки. «А вообще-то, ты молодец - не сдрейфил», - похвалил меня наш наставник. Знал бы он, как я «не сдрейфил»!..

Но бригадир больше не гонял меня по мелочам, и ребята смотрели на меня иначе, чем раньше. Я, правда, чувствовал некоторую неловкость, но, к счастью, практика наша подходила к концу.

Анатолий ЖЕПЕТОВ