Корабельная сторона
Номер от 6 сентября 2005 г.

Прости, железо
Еще одна «Акула» вернулась в родную гавань. На утилизацию

«Прощай, железо!..» - кричит командир, и с ракетной палубы в темную воду залива летит, кувыркаясь на ветру, белая фуражка. Капитан I ранга Александр Астанин завершил службу в Северодвинске вместе со своим кораблем - ТК-12. Тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения навсегда вернулся в родную гавань. На прошлой неделе экипаж официально передал крейсер гражданскому экипажу Севмаша для утилизации.

НА СЕВМАШЕ этот корабль, можно сказать, и забыть не успели. 713-й заказ покинул стапель цеха 55 в декабре 1983 года, 15 января 1985 года вошел в состав Северного флота. Служил исправно. Но 20 межконтинентальных баллистических ракет в его шахтах, согласно договору СНВ-1, оказались лишними. В 1998 году корабль вывели из состава флота, а в прошлом году отправили «под нож» в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы». Весной этого года специалисты Севмаша под руководством ответственного сдатчика Александра Кобко и экипаж подготовили ТК-12 к безопасному переходу из Заозерска в Северодвинск.

- После аварии К-159 приняты жесткие требования к транспортировке выведенных из состава флота лодок, - сообщил Кобко. - В ЦКБ «Рубин» спроектировали систему, которая обнаруживает поступление воды в отсеки и передает информацию на сопровождающее судно.

13 июля ТК-12 благополучно пришел в акваторию Севмаша. Выгрузка отработавшего ядерного топлива из реакторов запланирована на декабрь. Операцию проведут на специальном береговом комплексе «Звездочки». В 2006 году лодка станет в сухой док для разделки корпуса. Блок с реакторными отсеками будет герметизирован и отправлен в пункт длительного хранения на Кольский полуостров. Подобную совместную работу специалисты двух заводов успешно завершили в прошлом году при утилизации двух АПЛ проекта 949.

…Резать лодки, построенные своими руками, тяжело. Капитан-механик гражданского экипажа Александр Ненашев со слезами на глазах принимает флаг от командира лодки. Нелегко и морякам. Последние несколько лет корабль не выходил в море, но они несли службу, берегли матчасть, надеясь, что корабль будет востребован. Не сбылось: поход в Северо-двинск стал последним. Оставшиеся на борту офицеры трогательно прощаются с субмариной, как с живым существом. Рассказывают, что, хотя на время перехода экипаж покинул корабль, с борта судна-буксировщика казалось, что подлодкой кто-то управляет. Ее сносило то влево, то вправо, но, как только появлялось встречное судно, она становилась в кильватер к буксировщику и шла ровно...

Михаил СТАРОЖИЛОВ