Корабельная сторона
Номер от 30 августа 2005 г.

Колыбель авианосного флота?
Северодвинск, по праву именуемый колыбелью атомного подводного флота страны, в обозримом будущем может стать родиной новейших российских авианосцев. Все основания для этого есть уже сегодня.

КАК ИЗВЕСТНО, в СССР построили пять авианесущих крейсеров: «Киев», «Минск», «Новороссийск» (проект 1143), «Баку» (проект 1143.4) и «Тбилиси» (проект 1143.5). Первые три корабля, отслужив лет по пятнадцать и даже менее, были выведены из состава флота и впоследствии проданы за границу. Два последних после распада СССР получили имена «Адмирал Горшков» и «Адмирал Кузнецов». Еще два корабля - «Варяг» и атомный авианосец «Ульяновск» - так и не были достроены. Корпус «Варяга» продали в Китай, «Ульяновск» разрезали на стапеле.

«Адмирал Горшков», как известно, также выведен из состава Российского флота и передан в дар Индии с условием оплаты его ремонта и модернизации на Севмашпредприятии. Единственный российский ТАВКР - «Адмирал Кузнецов» несет службу на Северном флоте.

Между тем, военная наука доказала: в XXI веке на океанском театре без ударных авианосных соединений делать нечего. И «Морская доктрина РФ на период до 2020 года» предусматривает строительство авианосцев. Планируется научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по этой теме начать уже в этом году, а к строительству кораблей приступить с 2015 года.

Получить госзаказ на строительство крупнейшего надводного корабля в современной России могут лишь два предприятия: Балтийский завод в Санкт-Петербурге и северодвинский Севмаш. Ни у того, ни у другого подобного опыта нет, так как все авианесущие крейсеры Советский Союз строил на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Теперь это территория независимой Украины, да и сам завод-гигант - на грани банкротства.

Каковы шансы у Балтийского завода? У предприятия есть опыт постройки четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144. К тому же сейчас, объединившись с «Северной верфью» в холдинг крупнотоннажного надводного судостроения, завод приобрел сильное лобби в лице «Объединенной промышленной корпорации».

И все же можно сказать, что авторы федеральной целевой программы «Авианосное соединение» и командование ВМФ явно отдают предпочтение Севмашу. Здесь также строили надводные корабли, хотя и меньшего водоизмещения. А построенный в 1974 году цех 55 - крупнейший эллинг в Европе - в свое время проектировался как раз под авианосцы. Но главный аргумент в пользу Севмаша - реализация экспортного контракта на ремонт и переоборудование ТАВКР «Адмирал Горшков».

- Считаю большой удачей, что этот заказ от Республики Индия получил один из лучших оборонных заводов России, - отметил на Военно-морском салоне в Санкт-Петербурге контр-адмирал Анатолий Шлемов, начальник управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Минобороны. - Во-первых, это загрузка завода, а во-вторых, российская промышленность получает неоценимый опыт подготовки производства и персонала. Сегодня в Северодвинске формируется великолепная ремонтная база, а в дальнейшем и площадка для строительства авианесущих кораблей.

Действительно, на предприятии развернута огромная работа по модернизации достроечной набережной, стапельной плиты наливного бассейна. Набираются опыта конструкторская и технологическая службы, органы военной приемки. Свою лепту внесли и коммерческие заказы. Для вывода с акватории завода нефтедобывающей платформы «Приразломная» углублен морской канал, что, безусловно, важно для испытаний надводных кораблей большого водоизмещения. А вот у Балтзавода в этом отношении проблемы: в 1996 году крейсер «Петр Великий» с трудом смог покинуть Неву, оставив под килем не больше метра.

Но самое главное, что новый (и первый!) российский авианосец проектируется на основе модернизируемого для индийского ВМФ авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (проект 1143.0). Именно его макет был представлен на II Международном военно-морском салоне как перспективный авианосец для флота России. Невское ПКБ, традиционный разработчик авианосной темы, разместило свои материалы на стенде Севмаша. А это еще раз дает основание полагать, что совместная работа на индийском авианосце - залог дальнейшего перспективного сотрудничества, но уже на благо флота России.

Михаил СТАРОЖИЛОВ