Корабельная сторона
Номер от 23 августа 2005 г.

«Рубин» увенчает пирамиду?
Чем может обернуться для северодвинских предприятий создание холдингов в судостроении

В СЛЕДУЮЩЕМ году должна завершиться федеральная целевая программа (ФЦП) «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)». К чему же удалось прийти за четыре года «реформ» и что ожидает северодвинские предприятия в будущем?

Напомним, что вместе с упомянутой ФЦП в 2001 году был принят еще один документ - «Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». На языке документа суть реформирования сводилась к «оптимизации структуры российского ОПК путем формирования системообразующих интегрированных структур». Иными словами - холдингов, возглавляемых научными центрами или конструкторскими бюро. Нечто подобное уже появилось в авиастроении, очередь - за судостроительной отраслью.

Стоит ли говорить, насколько болезненной может быть эта процедура для предприятий, которые со дня своего основания иной формы собственности, как государственная, не знали. Поэтому и тему эту в Северодвинске комментируют редко и неохотно. Но колесо реформы докатилось и до беломорских верфей.

Второй международный военно-морской салон стал прекрасной возможностью собрать в Санкт-Петербурге элиту российского судостроения, от ученых до производственников. Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин не преминул спустя день после открытия выставки собрать совещание и еще раз обсудить с директорами непростой вопрос реформирования. Совещание, в котором приняли участие генеральные директора Севмаша и «Звездочки» Владимир Пастухов и Николай Калистратов, проходило в ЦКБ МТ «Рубин» и носило закрытый характер. Правда, накануне совещания Борис Алешин приоткрыл карты и сообщил журналистам, что планируется обсудить программу реформирования российского кораблестроения, которую Роспром представит на рассмотрение правительства РФ в 2006 году. Она предполагает интеграцию предприятий в несколько крупных холдингов по видам деятельности и будет реализована в 2006-2010 годах. По данным газеты «Коммерсант», интеграция предприятий, специализирующихся на подводном кораблестроении, начнется с 2008 года.

По сути, над федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП) как формой управления занесен дамоклов меч. По мнению Алешина, госпредприятия себя изжили, и акционерная форма предприятий оборонно-промышленного комплекса является более привлекательной с точки зрения управления. Ему вторит и «Парламентская газета», утверждая, что «директора ФГУПов нередко чувствуют себя хозяевами предприятия и поэтому всячески сопротивляются выработке ясных критериев работы и прозрачных отчетов о достигнутых результатах».

Может быть, сверху виднее. Но на местах другое мнение. Если говорить о предприятиях ГРЦАС, то как раз статус ФГУП позволил руководителям заводов сохранить не только производство, но и городскую инфраструктуру. А социальной поддержке северодвинских корабелов завидуют даже «благополучные» питерцы. Статус «государева завода» внушает уверенность в стабильности и социальной защищенности. А значит, не так страшен ФГУП, как его малюют.

К тому же у интеграции есть еще одна ахиллесова пята. Аналитики утверждают, что без соответствующей законодательной поддержки появятся не холдинги, а системы печально известного «пирамидального» типа, когда головная фирма, расположенная в Москве или Санкт-Петербурге, подомнет региональные предприятия и будет лишь перераспределять финансовые ресурсы. Как ни странно, именно у такой политики уже появились «научные» обоснования. Журнал «Судостроение» утверждает, что отсутствие эффективного управления программой гособоронзаказа в настоящее время приводит к неуклонному росту стоимости и сроков постройки кораблей. Тут же предлагается принципиально новая система управления, когда на высшем иерархическом уровне находится ЦКБ-проектант, который, распоряжаясь всеми ресурсами, несет ответственность перед заказчиком за сроки и объемы работ. Таким образом, верфь, на которой строится корабль, напрямую подчиняется проектанту.

Перед нами структура холдинга, как она задумана реформой.

Любопытный нюанс. Авторы статьи работают в ЦКБ МТ «Рубин», а объектом их исследования является отрасль подводного кораблестроения. А потому нетрудно догадаться, о каких предприятиях идет речь. Разговоры о возможном объединении «Рубина» с заводом «Адмиралтейские верфи» велись и ранее. И уж тем более сложно представить холдинг подводного судостроения без Севмаша и «Звездочки». Вот только вопрос: не растворится ли ГРЦАС в новой структуре?

А между тем страсти вокруг новой реформы подогревает и оппозиционная пресса. Газета «Советская Россия» предостерегает читателя, что «образовавшиеся из ныне существующих предприятий «оборонки» холдинги тут же приватизируются, и падет последний оплот социализма в нашей стране».

Матвей СТАЛЬНОВ