Корабельная сторона
Номер от 23 августа 2005 г.

Да не услышит нас море!
ТЕПЛОХОДЫ и буксиры во всеуслышание заявляют о своей работе гудками и сиренами. А вот подводная лодка, выполняющая боевую задачу, напротив, делает все, чтобы остаться незамеченной. В этом морякам помогают корабелы.

Служба акустиков существует на Севмаше с того момента, когда завод стал строить подлодки. Двадцать пять лет назад она преобразовалась в отдел главного акустика (ОГАк). О качестве его работы можно судить хотя бы по такому факту, о котором рассказал в одном из интервью генеральный конструктор бюро «Малахит» Владимир Пялов. В открытом море наши подводники передали англичанам матроса с подозрением на перитонит. Английских моряков поразила не сама возможность такого контакта, а то, что они узнали о присутствии русских прямо в районе их учений лишь тогда, когда лодка всплыла…

Этот корабль был построен на Севмаше.

А ведь поначалу «шумливые» субмарины и наши, и зарубежные моряки сравнивали с мычащими коровами с колокольчиками! К тому же лодка, которая так шокировала англичан, строилась долго, в условиях острейшего дефицита денежных средств, оборудования. Этот корабль изначально не мог претендовать на хорошие результаты по шумности. Тем не менее измерения, выполненные заводскими акустиками на первом же выходе лодки, позволили набрать достаточный объем информации и выработать план дальнейших действий всех заинтересованных служб и цехов. Результат мы знаем.

Тому, кто не посвящен в работу акустиков, трудно разобраться в существе этой профессии. Замначальника отдела Владимир Заиграев прибегает к такому образному примеру. Представим себе многоголосый хор. Его усадили в автобус, который на приличной скорости и с соответствующим шумом едет мимо вас. А ваша задача - в пении, еле доносящемся из автобуса, различить и узнать отдельные голоса… Акустикам такие задачи приходится выполнять на каждой подлодке.

Чтобы распознать и приглушить «голоса», специалистам необходимо хорошо знать практически все системы корабля, их характеристики, способ установки, пути распространения колебаний. В центре внимания ОГАк и те шумы, которые воздействуют на личный состав на боевых постах и в других помещениях. Уровень их не просто измеряется, а анализируется, вырабатываются рекомендации конструкторам. Специалисты ОГАк контролируют шум и в цехах предприятия, участвуют в аттестации рабочих мест и на других предприятиях - например, на ТЭЦ-2 и Севдормаше.

- Никто не знает, сколько стоит децибел, - говорит Владимир Заиграев, - но всем понятно, что здоровью он обходится дорого.

Жаль только, что профессионалов становится все меньше. Кто-то уходит на заслуженный отдых, кто-то - на более денежную работу. Молодых специалистов приходится порой переучивать уже в процессе работы. И все же коллектив-юбиляр не пасует перед трудностями. Недавний очередной выход в море тяжелого атомного подводного крейсера «Дмитрий Донской» показал, что партия заводских акустиков, сформированная в основном из молодых работников отдела, достойно справилась с поставленными задачами.

Юрий АНАНЬИН