Корабельная сторона
Номер от 16 августа 2005 г.

«Джентльмены» удачливы
Морские разбойники заставляют ведущие государства считаться с собой

НА МИНУВШЕЙ неделе сомалийские пираты вновь отказались отпустить транспортное судно «Семлов», на борту которого находится груз ООН и экипаж из 10 человек. Захватчики по-прежнему требуют за свой «улов» 500 тысяч долларов, которые они требовали во время переговоров. Ранее представитель ООН Рене Макгафинн заявила, что с пиратами «достигнуто соглашение» об освобождении судна, команды - граждан Шри-Ланки, Танзании и Кении - и груза, сообщает интернет-издание «Взгляд».

Напомним, что нападение на кенийское судно «Семлов» произошло в июне в прибрежных водах на пути между Харадером и Хобье, в 300 км к северо-востоку от сомалийской столицы Могадишо. На судне находится 850 тонн риса - гуманитарная помощь от Японии и Германии для 28 тысяч сомалийцев, пострадавших от декабрьского цунами. В знак протеста против захвата судна пиратами Всемирная продовольственная программа ООН прекратила поставки гуманитарной помощи Сомали.

Прибрежные районы вокруг Африканского Рога, где и был захвачен «Семлов», считаются одними из самых опасных для морского судоходства из-за процветающего там пиратства. Такая ситуация сложилась вследствие фактического распада Сомали, где с 1991 года идет гражданская война. Как известно, в апреле этого года мишенью пиратов стал и теплоход «Тим Бак» Мурманского морского пароходства, сумевший, впрочем, отразить атаку. После этого главком ВМФ России Владимир Куроедов даже предложил выход Военно-морских сил РФ в Мировой океан. «Мы должны всюду демонстрировать свой флаг и достоинство России как морской державы, - рассуждал адмирал. - Тогда ни один пират не осмелится нападать на наши мирные суда». Было бы еще у России чем пугать пиратов - после всех реформ! Но это так, к слову…

Вообще же, лидером по количеству нападений остаются воды Индонезии, которые изобилуют мелкими островками, где легко укрываются пираты, действующие на скоростных катерах. Кстати, если корсары еще конца прошлого века орудовали ножами и мачете, то сегодня они во¬оружены по последнему слову техники: автоматическим оружием, гранатометами и даже переносными ракетными пусковыми установками. Пиратские нападения происходят в мире практически ежедневно - в первом полугодии 2005 года их официально зафиксировано 127. За этот период шесть судов были захвачены, 176 моряков были взяты в заложники. Пиратским промыслом занимаются более ста крупных группировок. За последние годы нападениям, по официальным данным, подверглись суда 62 стран мира в водном пространстве, которое прилегает к 56 странам. Ежегодный ущерб мировой экономике от пиратства оценивается в 16 миллиардов долларов. Морские разбойники захватывают не только небольшие торговые суда, но и нефтеналивные танкеры и даже военные эсминцы.

Китаю из-за пиратов пришлось даже разработать план строительства нефтепровода, который протянется от мьянманского порта Ситуэ на берегу Бенгальского залива до Куньмина (административный центр юго-западной китайской провинции Юньнань). По словам одного из авторов проекта, это позволит избежать транспортировки ближневосточной и африканской нефти через Малаккский пролив, ситуация в котором накаляется с каждым годом. Эксперт указывает, что растущая террористическая и пиратская активность в регионе создает серьезную опасность для морских перевозок. В настоящее время четыре пятых всей импортируемой Китаем нефти проходит именно через Малаккский пролив.

По данным Международной морской организации, современное пиратство подразделяется на три вида. В первом случае

вооруженные шайки атакуют с ножами и пистолетами суда в открытом море или в гавани, используя фактор внезапности. Они грабят пассажиров и экипаж, а также часть груза. Для второго вида характерно жестокое нападение хорошо организованных и вооруженных местных банд, обычно сопровождаемое убийствами, нередко истреблением всего экипажа судна и захватом груза. И третий вид - это хорошо скоординированные действия международных организованных бандгрупп по захвату кораблей с особо ценными грузами. При этом экипаж корабля уничтожается или высаживается, а груз перегружается на пиратское судно. Захваченный корабль после этого обычно продается по подложным бумагам или используется для собственных целей. К примеру, в ноябре 1998 года в Тайваньском проливе был захвачен китайский сухогруз «Чунг сон». Пираты тогда обезглавили всех 23 членов команды, тела выкинули за борт, а судно продали в Сингапуре за 300 тысяч долларов.

В последнее время пиратство практически неотделимо от терроризма. К примеру, организация LTTE («Тигры освобождения Тамил Эламы»), борющаяся за независимое государство тамилов на Шри-Ланке, с 1989 года пустила на дно почти треть всего флота Шри-Ланки. Наряду с многочисленными террористическими актами «морские тигры» участвуют и в пиратстве.

Пока в мире известен только один случай, когда официальным властям удалось вооруженной силой отбить у пиратов захваченное судно. Это случилось в ноябре 1999 года, когда индийский корвет «Prahar» в Аравийском море освободил ранее захваченное пиратами грузовое судно «Alondra Rainbow». После 12 дней преследования корвет с помощью двух самолетов-разведчиков и патрульных катеров индийской береговой охраны обезвредил пиратов и возвратил похищенное судно владельцу.

Чаще всего пираты грабят сухогрузы, танкеры, контейнеровозы и рыболовные суда. Но иногда они нападают и на частные прогулочные яхты. Самый громкий случай произошел в 2001 году, когда пираты убили на Амазонке знаменитого яхтсмена Питера Блейка, обладателя Кубка Америки. Но точной статистики нападений на частные яхты нет, так как считается, что эти экипажи могли просто погибнуть во время шторма.

Алексей ЯНИН