Корабельная сторона
Номер от 9 августа 2005 г.

Семьдесят шесть часов
Драма в Беринговом море: финал счастливый, но точку ставить рано

Не будет никакого преувеличения, если сказать, что событием номер один в стране стала драма, разыгравшаяся на минувшей неделе в Беринговом море, в 75 километрах от Петропавловска-Камчатского. С первых сообщений в СМИ утром в пятницу до счастливой развязки утром в воскресенье, когда при помощи английского аппарата «Скорпион» наш батискаф АС-28 удалось освободить из подводного плена, миллионы людей спешили к телевизорам и радиоприемникам, ловя каждое слово ведущих. Спасут или не спасут, повторится ли пятилетней давности трагедия «Курска»?..

Впрочем, о таких аналогиях мнения могут быть самые разные. И вообще, разночтений в той информации, которая стала достоянием общественности, и во взглядах на нее масса. Разнятся данные о глубине, на которой попал в ловушку аппарат АС-28 (от 190 до 220 метров), о сроках подводного плена, о фамилиях подводников, о названии места действия (бухта Березовая или Бирюзовая), конечно же, о запасах воздуха («коридор» был от вечера пятницы до 14 часов понедельника, причем время постоянно перескакивало с московского на петропавловское!)… Постепенно версия об обычном учебном погружении заменяется информацией о задании по замене одного из блоков военной подводной системы оповещения, в конструкциях которой и запутался батискаф (может быть, все же при участии браконьерских сетей), а по отдельным предположениям, и специальных противолодочных заграждений.

Вопросы могут быть и к тому, какую роль в операции фактически сыграло вмешательство англичан - было ли оно в самом деле необходимым и решающим. Хотя власти уже выразили официальную признательность нашим, по выражению министра обороны, союзникам из Англии, США и Японии, но, скажем, депутаты Госдумы от фракции «Родина» намерены расследовать обстоятельства «союзничества» детально. А бывший командующий Черноморским флотом Эдуард Балтин уже заявил, что считает ошибкой привлечение иностранных спасателей…

Безусловно, в центре внимания назначенной по распоряжению президента комиссии будут причины ЧП и те проблемы флота, которые высветила драма. Казалось бы, ясно, что речь должна идти о тяжелейших проблемах аварийно-спасательной службы, прежде всего финансовых и, как следствие, материально-технических и кадровых. Но очевидно ли это власть имущим и, главное, поведет ли это к каким-то действенным мерам по улучшению положения?

И конечно, самые разные взгляды могут быть на настойчивые попытки усмотреть некую особую, прямо-таки мистическую роль августа в жизни флота и страны.

Пожалуй, только в одном разночтений нет.

Семь человек мужественно перенесли тяжелейшие испытания и спасены - и нет, наверное, того, кто не порадовался бы этому как самому счастливому событию в собственной своей жизни.

Алексей ЯНИН

Спасательный глубоководный аппарат проекта 1855 («Приз») разработан ЦКБ «Лазурит» для поисково-спасательного обеспечения подводных лодок с рабочей глубиной погружения более 500 м. Имеет титановый корпус, оснащен манипулятором, способным работать с грузом до 50 кг. Серия из четырех единиц строилась в Горьком с 1986 по 1991 год на заводе «Красное Сормово». Предназначены для спасения экипажей затонувших подводных лодок «сухим» способом. Головной аппарат вступил в строй в 1986 году. Корабли-носители - спасательные суда проекта 05360 или 05361; батискафы могли также базироваться на борту подлодок специального назначения проекта 940 («Ленок»), в 1990-е годы исключенных из состава флота и утилизированных. Тактико-технические данные: длина - 13,5 м, ширина - 3,8 м, высота - 4,6 м, водоизмещение - 55 т, глубина погружения - 1000 м, скорость: максимальная - 3,3 узла, экономическая - 2,3 узла, вертикальная - 0,5 м/с, лаговая - 0,6

м/с; дальность плавания - 21 миля, экипаж - 4 (по другим источникам, 3) + 20 человек спасенного экипажа, автономность - 120 часов (при штатном заполнении - 10 часов).

В эксплуатации находятся пять (по другим данным, четыре) аппарата проекта 1855 «Приз».