Корабельная сторона
Номер от 26 июля 2005 г.

Птенцы Петровы
Ровно триста лет назад - в июле 1705 года - начались занятия в открывшейся по указу Петра Первого московской навигацкой школе, готовившей будущих мореплавателей.

СЮДА срочно были доставлены учебники для изучения плоской и меркартовской навигации, сферической тригонометрии, морской астрономии, геодезии, рисования и черчения. Все это было требованием времени. Судоходство и морская торговля развивались быстрыми темпами. Уже была налажена постройка кораблей в Архангельске, Астрахани и Нижнем Новгороде. Внешняя торговля была полностью монополизирована, действовали Вышневолоцкий и обводный ладожский каналы в Санкт-Петербурге. В Кронштадте строился порт, с мастерскими для ремонта и строительства кораблей. Появилась острейшая потребность в квалифицированных специалистах.

Математику ученики изучали по учебнику Магницкого, тригонометрию - по таблице логарифмов. В 1708 году специально для них была переведена на русский язык книга «Приемы циркуля и линейки». Астрономии и навигации юношей также обучали и по изданной в Амстердаме на русском языке «Книге мореплавания» Деграфа. В то же время использовались переводы трудов «О голландском корабельном строении» и «О пропорциях оснастки английских кораблей», книг «морских сигналов» и «морских карт»; знакома ученикам навигацкой школы была и книга «Инструкция и артикулы военные, подлежащие морскому флоту».

Астрономические наблюдения ученики проводили летом на кораблях, зимой в Сухаревской башне, где располагалась небольшая обсерватория. После учебы навигаторы назначались на суда галерного флота. Закончившие геодезические науки направлялись на топографические работы по составлению береговых карт, на строительство мостов, каналов, крепостей. Методы обучения в школе, как и на Западе, были догматические: учитель читал текст по книге, а ученики твердили его наизусть. Теоремы излагались без доказательств. Учебники составлялись в форме вопросов и ответов.

В 1705 году в школе обучались уже 200 юношей, из которых 135 изучали математику, 65 - навигацию. Режим в учебном заведении был строгий: за прогул брали штраф 5 рублей, за повторные прогулы и лентяйство наказывали розгами. За хорошую же учебу и дисциплину учащиеся поощрялись деньгами.

Общее наблюдение за учениками исполнял Леонтий Магницкий, в помощь которому из учеников выделялись десятские. Кроме дворянских детей, в школу принимали сыновей священников, посадских и дворовых людей. Многие ее выпускники стали известными адмиралами русского флота.

Владимир ЩЕТИНИН