Корабельная сторона
Номер от 26 июля 2005 г.

Корабль-бедствие
Представителей Германии, Франции и Италии не пустили на «Адмирала Ушакова»

Был у России атомный крейсер «Адмирал Ушаков» («Киров»), красивый и грозный корабль проекта 1144. Шесть лет назад пришел он в Северодвинск на «Звездочку» ремонтироваться. Но денег все не было, и три года стоял корабль, пока не потерял свою боеспособность. Пришлось выводить крейсер из состава Военно-Морского Флота и принимать решение о его утилизации. Грустная история с плохим концом? Ничего подобного - это только начало грустной истории…

ДЕНЕГ на утилизацию «Ушакова» тоже нет, а это уникальная операция. Северодвинску еще никогда не доводилось работать с кораблем такого класса. Нет подобного опыта, нет проектной документации.

На минувшей неделе прошло международное совещание по утилизации крейсера. Представители Германии, Франции и Италии прибыли в Северо-двинск, чтобы определить возможность и степень финансовой поддержки операции. Откликнулись на крик души, как говорит генеральный директор «Звездочки» Николай Калистратов. «Адмирал Ушаков» - одна из самых больных тем предприятия. И не только его. Полуаварийный корабль с невыгруженным отработавшим ядерным топливом беспокоит и экологов, и простых горожан.

- Каждый день стоянки этого корабля без ведения работ делает его все более и более опасным. И надо учитывать, что его команда - одна из самых непрофессиональных. Многие необходимые работы, замеры за время стоянки «Ушакова» не производились. И это уже приводило, и может привести вновь к серьезным экологическим последствиям, - Николай Калистратов не скрывал реального положения дел. - Корабль выведен из состава ВМФ, но не передан заводу в оперативное руководство. Получается, что крейсер брошен на произвол судьбы, висит на шее предприятия. И сегодняшнее совещание должно дать импульс к началу подготовки документации по утилизации. Мы же хорошо представляем себе все технические особенности корабля и готовы начинать работу.

Впрочем, хотя ВМФ и не хозяин корабля, власть свою военные все же продемонстрировали. Запланированное посещение «Адмирала Ушакова» не состоялось. Разрешения на допуск делегации на борт, казалось бы, заранее обговоренного, не было. Пришлось ограничиться осмотром с причала. Нелепая ситуация. Надежд на финансирование утилизации российской стороной нет, а тех, кто предлагает помощь, принимают, мягко говоря, холодно. Комментарий об инциденте взять было не у кого: на конференции не было ни одного представителя ВМФ.

Работа по утилизации крейсера огромна. Прежде всего, необходимо выгрузить топливо, что само по себе является сложным делом. Далее - резка «Ушакова» на две или три части прямо на воде. Длина корабля - 250 метров, длина сухого дока - 165, разместить в нем крейсер целиком невозможно. Еще один вопрос международного совещания - экологическая безопасность работ, в том числе безопасность для рабочих. Количество токсичных отходов при утилизации корабля в несколько раз превысит те же показатели при утилизации подводных лодок.

Доклады всех участников конференции оценивали объективные возможности предприятия и возможные трудности. Суть сводилась к следующему: «Звездочка» умеет выполнять аналогичные работы. Опыта - достаточно, поэтому новизна операции не пугает. Хватает и специалистов, и производственных мощностей. Эту работу представляется возможным выполнить в течение трех лет. Вопрос только в деньгах. И потому результаты конференции, которые иностранные специалисты предоставят в своих государствах, положительны. Северодвинску это дело по силам.

- Утилизация крейсера «Адмирал Ушаков» - приоритетная национальная задача. Но она не может быть выполнена без помощи зарубежных партнеров, - сказал в своем выступлении директор НИПТБ «Онега» Владимир Никитин.

Жаль, что для защиты национальных интересов приходится искать помощи за границей.

Ильдар ХАБИБУЛЛИН