Корабельная сторона
Номер от 18 июля 2005 г.

Русские крейсера
Корабли нового флота

СОРОК процентов легких и 80 процентов броненосных крейсеров были потеряны Россией в ходе русско-японской войны.

Уже в ходе войны выявились преимущества башенного броненосного крейсера «Баян», и в 1905 году по его проекту были заказаны три крейсера, получившие названия «Адмирал Макаров», «Баян» и «Паллада». Но более полно опыт войны воплотился в проекте «Рюрика», вступившего в строй в 1908 году. В 1906 году в состав флота Англии вошел «Dreadnought» - линкор, сразу превративший первоклассные корабли прежних проектов во второразрядные. Но тип броненосного крейсера продолжал играть важную роль в войне на море.

В 1911 году после выбора нового типа линкора для флота (будущий проект «Севастополь»), приступили и к разработке крейсеров нового флота России.

В 1912 году в Петербурге заложили четыре линейных крейсера типа «Измаил». По своим характеристикам эти крейсера превосходили броненосцы типа «Бородино».

Постройка новых легких крейсеров типа «Светлана» началась в 1913 году. Всего планировалось построить по четыре таких крейсера для Балтийского и Черного морей. До 1917 года в строй не вошел ни один из крейсеров новых проектов. В состав уже советского флота ввели только три крейсера, построенные по программам 1911-1912 годов. Все они относились к типу «Светлана». Остальные крейсеры сдали на слом.

«Светлана» («Профинтерн», «Красный Крым»)

Строительство крейсера началось 24 ноября 1913 года на стапеле Русско-Балтийского завода в Ревеле. В декабре 1917 года ввиду угрозы захвата Ревеля германскими войсками корпус крейсера был отбуксирован в Петроград.

После Гражданской войны крейсер вместе с двумя однотипными кораблями решили достроить. «Светлана» достраивалась по первоначальному проекту с частичной модернизацией. В феврале 1925 года кораблю было присвоено новое имя - «Профинтерн». 1 июля 1928 года крейсер вошел в состав флота.

Зимой 1929-1930 гг. крейсер перешел на Черное море. В Великой Отечественной войне «Красный Крым» (это имя было присвоено ему в 1939 году) участвовал в обороне городов Одессы и Севастополя; высаживал десанты, охранял конвои. В июле 1942 года крейсеру было присвоено гвардейское звание. 4 ноября 1944 года крейсер первым вошел в освобожденный Севастополь.

В конце 50-х годов прошлого века крейсер был потоплен при испытаниях ракетного оружия.

Водоизмещение 6800 англ. тонн; мощность машин 50000 инд. л.с.; скорость хода 29,5 уз.; дальность плавания 3700 миль. Вооружение: 15 130-мм и 4 64-мм орудия, 2 торпедных аппарата. Бронирование: 75-мм пояс по ватерлинии, палуба - 40 мм; рубка - 75 мм. Экипаж 852 человека.