Корабельная сторона
Номер от 12 июля 2005 г.

Русские крейсера
Накануне русско-японской войны

ПО ТРЕБОВАНИЯМ, разработанным МТК, бронепалубные крейсеры 1 ранга должны были иметь скорость хода в 23 узла и нести 12 152-мм и столько же 75-мм орудий, а крейсеры 2 ранга - 25 узлов и 6 120-мм орудий.

Отечественные заводы были заняты постройкой большого числа кораблей разных класс-сов и поэтому за рубежом заказали «Варяг», «Богатырь» и «Аскольд», а на отечественных заводах - «Палладу», «Аврору», «Диану» и по чертежам головных кораблей - крейсера 1 ранга типа «Богатырь»: «Олег», «Очаков», «Кагул»; крейсера 2 ранга типа «Новик»: «Жемчуг» и «Изумруд». Хотя крейсеры типов «Варяг», «Аскольд», «Богатырь» и «Паллада» относились к одному классу, строились в одно время и по одному заданию, их нельзя считать однотипными. Они имели разные главные механизмы, разное расположение орудий и разную броневую защиту. Так, если «Варяг» был в чистом виде дальним разведчиком-рейдером, то «Богатырь» по своим боевым качествам нередко причислялся к броненосным и по-праву считался лучшим в своем классе. Эволюция этого класса крейсеров наглядно показывает ослабление чисто крейсерских качеств и усиление линейных.

Все крейсеры после постройки немедленно отправлялись на Дальний Восток, и к началу войны с Японией в составе 1-й Тихоокеанской эскадры находилось 5 бронепалубных крейсеров 1 ранга и 2 крейсера 2 ранга, построенных после 1898 года. Заказанные за границей крейсеры к началу войны с Японией находились на Дальнем Востоке. Из строившихся на отечественных заводах в Порт-Артур успели прийти «Паллада» и «Диана».

«Олег»

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Олег» был заложен на Новом адмиралтействе 6 июля 1902 года. Осенью 1904 года он вошел в состав флота.

3 ноября 1904 года крейсер во главе отряда кораблей вышел из Либавы вдогонку 2-й Тихоокеанской эскадре. Присоединение к главным силам эскадры произошло 1 февраля 1905 года у острова Мадагаскар. В Цусимском бою 14 мая 1905 года возглавлял отряд крейсеров, охранявших транспорты, и поддерживал огнем главные силы эскадры. Получив в бою ряд серьезных повреждений и отразив ночью около 17 атак миноносцев противника, «Олег» вместе с другими крейсерами отряда ушел на Филиппины и до конца войны был интернирован.

В марте 1906 года корабль вернулся на Балтику и до весны 1908 года находился в ремонте. В Первую мировую войну «Олег» участвовал в операциях против германского флота в составе 1-й бригады крейсеров Балтфлота. В 1918 г. перешел со всем флотом в Кронштадт. 17 июня 1919 г. у Толбухина маяка корабль был атакован английскими торпедными катерами и погиб. Водоизмещение 6610 англ. тонн, мощность машин 19500 инд. л.с.; скорость 23 узла, дальность плавания 4900 миль. Вооружение: 12 152-мм и 12 75-мм орудий, 12 пушек калибром 64-37 мм и 2 торпедных аппарата. Бронирование: палуба - 35-70 мм; рубка - 140 мм, башни - 125 мм, казематы - 80 мм. Экипаж 580 человек.

Рубрику ведет Александр Кузнецов