Корабельная сторона
Номер от 5 июля 2005 г.

Русские крейсера
Развитие бронепалубных кораблей

С 1898 года Россия прекратила строительство броненосных крейсеров и после 10-летнего перерыва перешла к постройке бронепалубных. Всего с 1899 года было построено 13 таких кораблей.

Они принадлежали ко второй ветви крейсеров, сформировавшейся на опыте парусно-паровых корветов и клиперов, строившихся серийно в 1856-1864 годах. Тогда было построено 14 корветов типа «Боярин», 5 корветов типа «Калевала» и 8 клиперов типа «Крейсер». Кроме этого, в 1886 году в строй вошли корветы «Витязь» и «Рында».

В 1888 году в состав флота вошел бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов», построенный во Франции по заказу России для изучения зарубежного опыта. Архитектура его получила характерное для всех последующих крейсеров таранное образование форштевня, вместо открытого капитанского мостика на нем установили бронированную рубку. В 1898 году в строй вошел еще один крейсер, построенный во Франции - «Светлана». Несмотря на то, что ее называли яхтой-крейсером, она имела бронепалубу толщиной 38-64 мм. Он был первым бронепалубным крейсером, построенным по программе усиления сил Тихого океана, и относился к малым бронепалубным крейсерам.

Одновременно с требованиями для малых (3000 тонн) бронепалубных крейсеров были подготовлены требования для средних (6000 тонн) бронепалубных крейсеров. Крейсера обоих типов должны были иметь 2 винта и обладать дальностью плаванья не менее 5000 миль. Кроме «Светланы» за границей заказали крейсера 2-го ранга «Новик» и «Боярин». Также за границей заказали и часть крейсеров 1-го ранга.

«Боярин»

Крейсер был построен в Дании на заводе «Бурмейстер ог Вайн». Закладка состоялась 24 августа 1900 года в присутствии датской королевской семьи и императрицы Марии Федоровны. В середине августа 1902 года крейсер вошел в строй флота.

В конце сентября того же года, незадолго до выхода крейсера в Кронштадт, было решено перевести «Боярина» на Дальний Восток в составе большого отряда кораблей под командованием контр-адмирала Э.А. Штакельберга.

13 мая 1903 года крейсер бросил якорь в Порт-Артуре. 29 декабря 1903 года «Боярин» передал пост стационера в Чемульпо «Варягу» и ушел в Порт-Артур. На третий день войны «Боярин» подорвался на минном заграждении, на котором погиб и сам постановщик мин - «Енисей». Оставленный экипажем, крейсер затонул через два дня. Так из-за одного непродуманного решения русский флот в самом начале войны потерял два корабля.

Водоизмещение 3274 англ. тонны, мощность машин 10500 инд. л.с.; скорость хода 22 узла; дальность плавания 4100 миль. Вооружение: 6 120-мм, 10 орудий калибром 64-37 мм и 5 торпедных аппаратов. Бронирование: палуба - 30-51 мм; рубка - 76 мм. Экипаж 331 человек.

Рубрику ведет Александр Кузнецов