Корабельная сторона
Номер от 5 июля 2005 г.

На поиски утраченных реликвий
В Белом море началась экспедиция под эгидой нашего издательства «Северная неделя»

На прошлой неделе базовое судно АРМП-301 покинуло Северодвинск и направилось к Соловецким островам. Его выход задержался более чем на двое суток из-за шторма. Порывистый ветер и крутая волна могли создать проблемы на переходе. Пришлось переждать.

Шторм «реквизации»

Напомним, в августе 1922 года, в период печально известной «реквизации имущества церквей», специальная комиссия Главмузея организовала вывоз части материальных, а также исторических ценностей Соловецкого монастыря на Большую Землю. В числе прочих на островах работали несколько групп по изъятию колоколов. В итоге, как следует по одной из версий, большинство колоколов были свезены в одно место и приготовлены для отправки. Сразу оговоримся, почему речь идет о большинстве, а не о всех колоколах церковных и скитских звонниц. Во-первых, несколько из них все же были оставлены (вероятно, для подачи сигналов). Кстати, два из этих колоколов сохранились до наших дней и многочисленные туристы могли их видеть на перекладине из брусьев в монастырском дворе. Во-вторых, по еще одной версии, несколько колоколов, по разным причинам непригодных для транспортировки, якобы были уничтожены на месте. В состав всех комиссий по изъятию, к слову, обязательно входил подрывник(!). Так или иначе, но есть основания полагать, что на понтон или плашкоут погрузили в общей сложности около 50 колоколов.

В один из осенних дней этот плашкоут взяли на буксир и отправились в путь. Когда моряков настиг шторм, непрочная конструкция плашкоута не выдержала и груз затонул. По другой версии, потерю ценного груза на переходе «организовали» еще остававшиеся на Соловках монахи, которые прознали, что колокола увозятся на материк якобы для переплавки...

Место драматического инцидента запомнили несколько человек из команды буксира. Говорят, что кому-то из них даже удалось взять ориентиры по приметным местам на берегу.

И подводная «камера-рыбка»

Конечно же, за минувшие более чем 80 лет эта монастырская тайна волновала многих. Отыскать утраченное пытались. Утверждают, что однажды даже будто бы подцепили один из колоколов, но в целом усилия оказывались безрезультатными. Так что нынешняя попытка далеко не первая, но вот главная особенность: никогда еще поиски не проводились со столь серьезным техническим оснащением.

Мысль о новой экспедиции менее года назад была высказана северодвинцем Андреем Баклановым, а вот организационное начало полностью пало на северодвинца Владимира Сладкова. Именно ему удалось выйти на новый уровень поисковой работы.

Впервые будет задействовано сразу несколько плавсредств. Базовым судном стал каботажный транспорт АРМП-301, предоставленный ООО «Венавю», чья специализация - морские перевозки. Судно это небольшое, но для размещения участников экспедиции, а также технического снаряжения вполне пригодное. Кроме этого, у поисковиков будет разъездной катер «Москва», а также скоростной «Suzuki».

Уникальное и дорогостоящее оборудование для подводных изысканий предоставило ЗАО «Прогресстех» из Архангельска. В экспедицию, кстати, отправился его руководитель Анатолий Каранин. В распоряжении поисковиков: впередсмотрящие эхолоты, подводные металлоискатели, приборы спутниковой навигации. Подводные телекамеры с подсветкой сделаны на заказ в Южной Корее, есть даже так называемая управляемая «камера-рыбка». Чувствительные металлодетекторы экспедиции обладают способностью работать на морских глубинах до 60 метров. Такого снаряжения нет сегодня ни у специалистов аварийно-спасательных служб Белого моря, ни у военных моряков.

Численный состав экспедиции - около 20 человек. На базовом судне к месту будущей работы пока отправилась часть команды. Водолазы и аквалангисты-ныряльщики пока остались в городе и находятся в готовности №1. Они ждут результатов первых обследований с помощью аппаратуры. Однако перед этим и само поисковое оборудование должно пройти апробацию. На это экспедиция планирует выделить несколько дней.

Непраздное занятие

Надо сказать, не все, к кому Владимир Сладков обратился за помощью, вдохновились идеей поиска. У многих меркантильные интересы взяли верх. Что ж, у каждого свое понимание сегодняшней российской действительности. Но мне хочется назвать тех, кто не счел попытку экспедиции напрасным или даже праздным занятием.

Помимо упомянутого архангельского «Прогресстеха» и северодвинского ООО «Венавю» (Максим Сладков), средства, хотя и небольшие, изыскали: северо-двинский хлебокомбинат (Валерий Мостович), ООО «КТА.ЛЕС» (Андрей Карасов), ООО «КАМАЗтрансавто» (Александр Зелянин), ЗАО «НТЦ «Базис» (Вячеслав Базанов).

Эмблема нашего издательства «Северная неделя» запечатлена на фальшборте базового судна тоже не случайно. Мы взяли на себя не только информационное обеспечение экспедиции, но и часть исследовательской работы.

Скажем еще, что помимо соловецких колоколов, ставших чем-то вроде легенды, у экспедиции есть и другие цели. Их можно назвать и запасными, и дополнительными. Несколько слов о них...

Надо ли повторять, насколько богата история Соловков? Однако когда говорят об этом наследии, прежде всего имеют в виду объекты, находки, свидетельства, обнаруженные или до сих пор затаенные на суше. Между тем акватория вокруг архипелага тоже таит в себе немало интересного, в том числе и ценного с археологической точки зрения. Известно, Соловки долгое время были одним из центров морских связей на Русском Севере, монахи здесь имели свой крупный флот из парусников и пароходов, монастырь подвергался нападению союзной англо-французской эскадры в период Восточной (Крымской) войны, в советское время на островах дислоцировались военно-морские части. Естественно, что и следов минувшего на дне соловецких прибрежий находится немало. Отыскать и осмотреть их тоже входит в планы наших поисковиков.

Здесь уместно вспомнить ряд экспедиций, которые проводились северодвинскими аквалангистами из клуба подводного плавания «Пингвин» в 70-х годах прошлого века, а также ряд археологических изысканий на акватории Соловков группами из Москвы и Ленинграда. Делалось все это не без причин.

Один из интересных объектов - корпус лидера «Ленинград», затопленного у острова Сенная Луда в 1962-м. Корабль этот после списания из состава флота использовали как корабль-мишень. И стреляли по этой плавучей мишени не из пушек, а... ракетами. После испытаний в Белом море первых крылатых ракет морского базирования поврежденный «Ленинград» попытались отбуксировать в Северодвинск. Однако сделать это не удалось: корпус корабля набрал много воды, и тогда приняли решение бросить его на одной из соловецких отмелей. Так и сделали. Аквалангисты-поисковики, возможно, обследуют нынешнее состояние «Ленинграда». Впрочем, есть и другие задумки.

Итак, экспедиция началась. В ближайшие дни АРМП-301 на короткое время должен наведаться в Северодвинск. Мы ожидаем новых сообщений с Соловецких островов.

Олег ХИМАНЫЧ