Корабельная сторона
Номер от 5 июля 2005 г.

Получил квоту - купи корабль
В Москве прошла Морская коллегия, в заседании которой приняла участие архангельская делегация во главе с губернатором Николаем Киселевым. О том, какие там обсуждались вопросы, решались проблемы, рассказал на брифинге по возвращении из столицы председатель комитета по рыбному хозяйству областной администрации Андрей Широких.

НАЧАЛ он с грустного заявления - рыбная отрасль в загоне: флот морально и физически устарел, накопилось много искусственных препон, связанных с прохождением таможенных и пограничных процедур. Не случайно капитаны предпочитают уводить суда для быстрой сдачи уловов в зарубежные порты. А потом эта продукция ввозится в Россию.

- Доказываем, что надо упрощать систему захода в отечественные порты. Вроде все соглашаются, а ничего не меняется, - посетовал Андрей Юрьевич, - надеюсь, что нынче голос региональных руководителей услышан московскими чиновниками. По крайней мере, по ряду высказанных проблем председатель правительства Михаил Фрадков тут же дал указание руководителям отраслевых министерств принять незамедлительные меры. В частности, решено квоты на вылов рыбы закреплять за конкретным промысловым судном. Сейчас же зачастую фирмы, не имеющие траулеров, покупают квоты, а затем перепродают их и живут припеваючи. Правило должно быть одно: выторговал квоту - приобретай траулер и лови. Ненормально, считает Широких, когда квоты получают бербоут-чартерные суда. Принадлежат они зарубежным компаниям, наши берут их в финасовую аренду и естественно, рыбу в Россию не возят, торгуют за кордоном и расплачиваются там же за суда.

Неожиданно в докладе Михаила Фрадкова всплыл вопрос о промысле морского зверя. Видимо, свертывание этого вида добычи приняло катастрофические размеры, а ученые и специалисты давно уже бьют тревогу, что популяция гренландского тюленя разрастается, зверь очень прожорлив. Отпугнула же охотников за млекопитающими прежде всего требуемая предоплата за использование биоресурсов - 350 рублей за голову. Многие промысловые организации отказались, посчитав ее очень дорогой, вгоняющей в убыток. Теперь принято решение сократить размер платы до 140 рублей.

Еще два разрабатываемых нововведения могут, по мнению Широких, серьезно повлиять на рыбопромышленный комплекс области. Не исключено, что уже на будующий год будут введены ограничения на эксплуатацию изношенных судов. Наши предприятия, имеющие старый флот, могут попасть в кризисную ситуацию. Поэтому губернатор поставил задачу: во что бы то ни стало достроить траулеры, заложенные на стапелях «Звездочки», используя любые заемные средства, в том числе и бюджетные на возвратной основе. Один должен быть спущен на воду до конца нынешнего года. Но на чей баланс он попадет, не ясно. Есть «Грумантфлот», который заполучил головной траулер «Ягры». Специалисты этого предприятия в один голос утверждают, что судно превосходное: хорошо технически оснащенное, экономичное по расходу топлива, уловистое. Казалось бы, заказывай следующее. Но «Груманту», по словам Широких, не хватает квот. В то же время рыболовецкие хозяйства, входящие в систему «Рыбакколхозсоюз», из-за неутихающей междоусобицы не успевают осваивать выделенные объемы. Скажем, мезенскому «Северу» выделено 825 тонн трески, не выловлено ни одной. За первое полугодие региональными добытчиками рыбы освоено только 6% прибрежных квот.

С недавних пор свет в окошке для администрации - Архангельский траловый флот. Это самое крупное в области подразделение рыбопромышленного комплекса имеет необходимые мощности как для добычи, так и для переработки рыбы. После того как к руководству пришла новая команда управленцев, дела в коллективе пошли на поправку. По итогам 2004 года впервые за 10 лет получена прибыль, погашены долги по заработной плате в размере 100 миллионов рублей, идут расчеты с кредиторами. Генеральный директор Юрий Никулин не скрывает амбициозных намерений: если финансовое оздоровление пойдет так же успешно, заявил он на одном из последний заседаний в обладминистрации, то начиная с 2007 года предприятие всерьез возьмется за модернизацию флота и выкупит траулеры, заложенные в Северодвинске. Только вот будут ли на «Звездочке» ждать? Говорят, нефтяники предлагают корабелам заняться строительством танкеров, позарез нужны свободные стапели. Устоять перед таким соблазном трудно, ведь денег у нефтепромышленников, в отличие от рыбаков, немерено.

Алексей ГУНДОРОВ