Корабельная сторона
Номер от 28 июня 2005 г.

Русские крейсера

Развитие класса броненосных кораблей

ПОСЛЕ 1881 года главным типом строящихся в России кораблей оставались броненосные крейсеры. В период с 1883 по 1903 гг. в строй вошли «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Адмирал Нахимов», «Память Азова», «Рюрик», «Россия», «Громобой» и «Баян».

В процессе эволюции их водоизмещение увеличилось с 5800 тонн до 12400 тонн («Громобой»), скорость хода возросла с 16 до 20 узлов, усилилось и артиллерийское вооружение.

Выпуск трех крейсеров типа «Рюрик»-«Громобой» совпал по времени с осложнениями отношений с Англией из-за Памира. Посчитав вступление в строй новых русских крейсеров серьезной угрозой, Англия ответила серией броненосных крейсеров типа «Powerful» водоизмещением до 14300 тонн и скоростью хода до 24,5 узла.

Готовясь к операциям крейсерской войны на океанах, Морское министерство России в 1895-1898 годах заложило 3 броненосца-крейсера «Ослябя», «Пересвет» и «Победа». Эти быстроходные корабли имели облегченную артиллерию главного калибра и бронезащиту, но обладали автономностью до 4-х месяцев. Вместе с крейсерами типа «Рюрик»- «Громобой» они должны были составить сильную океанскую эскадру. Такое соединение представило бы серьезную угрозу даже флоту Англии.

В 1898 году задачи Балтийского флота изменились. Япония взяла курс на подготовку войны с Россией. Необходимо было принимать меры по защите своих интересов на Дальнем Востоке. В декабре 1897 года на особом совещании царское правительство признало, что главные силы должны быть на Дальнем Востоке. В феврале следующего года Николай II утвердил дополнительную судостроительную программу для Тихого океана, на ассигнование которой требовалось 90 миллионов рублей. В числе прочих кораблей планировалось построить 16 крейсеров разных классов.

«Адмирал Макаров»

14 марта 1906 года в Тулоне состоялась закладка броненосного крейсера, названного в память адмирала С.О. Макарова. Весной 1908 года он вошел в состав флота.

В период до 1914 года он совершил несколько заграничных плаваний с посещением портов Франции, Италии, Черногории, Дании, Норвегии и Англии. В 1908 года, находясь в составе отряда кораблей в Средиземном море, экипаж его принял участие в спасении жителей Мессины, пострадавших от землетрясения. В Первую мировую войну в составе 1-й бригады крейсеров Балт-флота крейсер выставлял мины, прикрывал тральщики, вел перестрелки с германскими крейсерами и перехватывал транспорты из Швеции. Летом 1916 года участвовал в обороне Рижского залива, а в 1917 года - в Моонзундском сражении. В 1918 году перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1922 году корабль списали на слом.

Водоизмещение 7750 англ. тонн; мощность машин 16500 инд. л.с.; скорость хода 21 узел; дальность плавания 3900 миль. Вооружение: 2 203-мм, 8 152-мм и 20 75-мм орудий; 12 пушек калибром 64-37 мм и 2 торпедных аппарата. Бронирование: 175-мм пояс по ватерлинии, палуба 50 мм; рубка 136 мм, башни 132 мм, казематы 60 мм. Экипаж 570 человек.