Корабельная сторона
Номер от 28 июня 2005 г.

Трудный хлеб у минера?
В июне специалисты минно-торпедной службы российского ВМФ отметили свой профессиональный праздник. Так сложилось, что он совпал с другой датой - исполнилось 150 лет окончания русско-турецкой войны, когда впервые было использовано минное оружие.

В МИННО-ТОРПЕДНОМ отделе Беломорской ВМБ служит немало прекрасных специалистов, таких как ветераны А.И. Чесноков, С.Л. Демидов, Ю.И. Чувиков, А.Г. Воробьев, А.П. Бледнов, другие... Мы же встретились с И.К. Козначеевым, А.В. Шориным и В.Г. Сиротским. Их порекомендовал нам командир части капитан I ранга Николай Дадыченков.

Офицеры-минеры разговорились не сразу: «Ничего особенного в плане героического в нашей профессии нет. Это наша рядовая работа, хотя она и в самом деле связана с риском...»

К своей профессии офицеры пришли каждый своим путем.

Например, капитан II ранга Андрей Шорин из провинциальной Елабуги с детства бредил морем, да и было ему на кого равняться: отец и дядя служили на флоте. Родители Андрея, к слову, отговаривали: «Хлеб у моряков трудный». Но Андрей мечте не изменил и в свое время окончил знаменитую ленинградскую Фрунзенку...

Капитан II ранга Игорь Козначеев решение стать моряком тоже принимал сам. Его отец-шахтер трудился под землей, а он решил нести службу под водой. Была восьмилетка и Нахимовское училище. В Северодвинск он прибыл в 1983-м, окончив ВВМУ подводного плавания имени Ленинского комсомола. Сегодня он - главный инженер технической базы вооружения.

Капитана Ш ранга Вячеслава Сиротского на море привела срочная служба. Сначала был Черноморский флот, потом Северный. В родне его тоже были моряки. Прапрадед - из крепостных, четверть века отдал российскому флоту, за что и получил свободу. Кстати, в нынешнем апреле пра-правнук его догнал, отслужив 25 лет со дня призыва.

Любопытно, что жизненные пути Шорина и Сиротского пересеклись еще в училище. Дружат они с курсантских времен. Курсантами подружились. «Я встречей с будущей женой Татьяной ему обязан - Андрей нас познакомил», - рассказывает Сиротский.

И все же возвращаемся к специфике работы - трудный хлеб у минера? Конечно, трудный. Как и в любой профессии, есть у специалистов мино-торпедного отдела повседневная работа, к которой можно отнести, например, подготовительные и регламентные работы. Но степень риска многократно возрастает, когда приходится уничтожать боеприпасы. Здесь порой приходится находить нестандартные пути решения. И сколько бы ни скромничали офицеры, а риск в их деле присутствует, пусть даже и не каждый день...

Вячеславу Сиротскому, например, довелось уничтожать мины времен Великой Отечественной на Кольском полуострове, а на Канине - небольшую противодесантную, но с большим корпусом типа английской мины. Случались исключительные ситуации, четыре раза горел... Однажды пришлось прыгать в яму с боеприпасами, чтобы предотвратить уже подготовленный взрыв, когда на полигоне в районе утилизации оружия неожиданно появились... грибники.

Андрей Шорин по поводу риска отшутился: «Служу в основном в тылу. Лет восемь-девять боеприпасы уничтожал на территории Беломорской военной базы...» Но мы знаем - были и командировки; к месту опасных находок минеры-беломорцы, и Андрей в их числе, вылетали вертолетом, добирались судами...

Игорь Козначеев тоже поскромничал, пояснив, что, «хотя минное оружие, самое секретное из обычных видов вооружения, имеет свои хитрости, за период моей практики аварийных ситуаций и предпосылок к нарушениям пожаровзрывобезопасности не было...»

Как выяснилось, наши «незаметные» герои имеют не только юбилейные награды и медали за выслугу. Андрей Шорин, например, будучи еще лейтенантом, был награжден именными часами за тушение пожара на ЦБК в Соломбале. Еще представляли его к медали «За боевые заслуги». Было это во времена Союза, да Союз развалился, и представление «кануло в Лету».

Хотя негативно относящихся к военной службе сегодня немало, отсутствие патриотизма у молодежи мои собеседники считают мнимым. «У нас хорошее молодое поколение, свободное, - говорят они, - однако сказывается отсутствие национальной идеи в политике государства». Офицеры уверены - вековые традиции предков необходимо возродить и передать новым поколениям. Потому и считают важным в своей профессии оставить после себя специалистов, за которых не будет стыдно. Для этого надо научить их многому: переводу торпед в повышенные степени готовности, проведению регламентных работ с оружием, подготовке и отправлению на утилизацию боеприпасов, выслуживших установленные сроки...

А что же сегодня и в будущем?

- Сегодня мы заложники времени, - говорит Андрей Шорин. - Золотым веком для флота были 60-70-е годы: были заказы, город жил, завод строил, и росла мощь государства. Флот ходил в океане, и это было привычно. Сейчас даже учения - редкость. Мы все заложники времени.

О своем видении нынешнего состояния флота высказался и Вячеслав Сиротский:

- Было время, испытывал гордость: советский флот - самый-самый! Сейчас разочарование: уровню мировых стандартов российский флот не соответствует. Нужно обновление, внедрение современных технологий, но власть от флота отвернулась. Есть и горечь: теряем десятки кораблей, а строим единицы. Остается, правда, надежда на реформы и президентскую заинтересованность.

Ольга БОТОЛИНА