Корабельная сторона
Номер от 14 июня 2005 г.

Русские крейсера
«Американская экспедиция»

Через шесть лет после окончания Крымской войны Россия снова оказалась перед угрозой войны с коалицией европейских держав во главе с Англией и Францией. Кризис разразился из-за требований предоставления независимости Польше, в разгар экономических реформ и реорганизации вооруженных сил страны. Само существование страны было поставлено на карту.

В этих условиях правительство Александра II пошло на смелый и нестандартный шаг. Белыми ночами из Кронштадта уходит в неизвестность эскадра кораблей под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского. На Дальнем Востоке, на пространстве от Сингапура до Хоккайдо, контр-адмирал А.А. Попов с завидной даже для нашего времени оперативностью собирает еще одну эскадру. И снова корабли спешат к точке встречи, известной лишь командирам. Цель у обеих эскадр была общая - побережье Америки.

9 сентября 1863 года в Нью-Йорке бросила якоря Атлантическая эскадра С. С. Лесовского, а через три недели в Сан-Франциско пришла эскадра Тихого океана. Появление в основных точках мировой торговли русских боевых кораблей предотвратило открытое военное столкновение. Деловые круги Лондона и Парижа посчитали, что Польша не стоит тех потерь, которые могут нанести их торговле 11 русских крейсеров. Так Россия ответила на унижение 1855 года. Успех экспедиции русского флота был предопределен сложившейся к тому времени концепцией строительства и использования флота. Четыре отряда крейсеров, поочередно сменяя друг друга каждые три года, несли службу на Дальнем Востоке. Каждый отряд состоял из одного корвета и двух клиперов. В состав Атлантической эскадры входили фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». Эскадра Тихого океана состояла из корветов «Богатырь», «Калевала», «Новик» (разбился у берегов Калифорнии) и «Рында», клиперов «Абрек» и «Гайдамак». Все эти корабли, кроме «Гайдамака», были построены в 1856-1862 годах на отечественных верфях, в том числе «Пересвет» - в Архангельске в 1860 году.

«Александр Невский» (1861)

Последний русский деревянный винтовой фрегат был построен в Петербурге в 1861 году.

В «американской экспедиции» русского флота 1863 года был флагманом контр-адмирала С.С. Лесовского. Командиром фрегата был капитан I ранга М.Я. Федоровский. Нес службу в Средиземном море, на Балтике. В 1867 году спасал греков острова Крит от террора турецких властей.

Корабль погиб в сентябре 1868 года во время шторма у берегов Дании.

Водоизмещение 4560 тонн, скорость 11,7 узла, экипаж 732 человека. Вооружение: 51 196-мм бомбическая пушка, 2 107-мм и 2 87-мм орудия.

Рубрику ведет Александр Кузнецов