Корабельная сторона
Номер от 31 мая 2005 г.

Русские крейсера
Из популярной энциклопедии российского кораблестроения

В 1878 ГОДУ впервые в «Судовых списках» появился официальный термин «крейсер». До этого корабли крейсерского назначения подразделялись на фрегаты, корветы и клиперы с добавлениями: винтовой, броненосный или другими.

Эта классификация пришла в паровой флот из парусного, в котором любой корабль, имеющий достаточное вооружение и способный быстро пересекать моря и океаны, мог быть привлечен для крейсерских операций на морских коммуникациях. Внедрение паровых машин и стальных конструкций ускорило формирование крейсеров в отдельный класс кораблей.

Россия, как известно, в промышленном отношении отставала от других европейских держав, и к началу Крымской войны 1853-1856 гг. в составе Черноморского флота находился только один боеспособный паровой корабль - пароходо-фрегат «Владимир», построенный в Англии по инициативе адмирала М.П. Лазарева в 1848 году. К слову, 31 августа 1855 года он разделил судьбу других кораблей Черноморского флота и был затоплен в Севастополе.

После окончания войны царское правительство, считая недопустимым утрату страной престижа, энергично приступило к созданию парового флота, достойного первоклассной морской державы. По силе российский флот должен был стать третьим в Европе, после Англии и Франции. Еще во время войны для защиты столицы со стороны моря русские начали строить флотилию паровых канонерских лодок. А в 1857 году было решено построить 153 винтовых корабля для Балтфлота, 19 кораблей для Черного моря и 20 - для Тихого океана. Кроме этого, предусматривалось строительство винтовых кораблей для Белого и Каспийского морей. В числе этих кораблей было 12 фрегатов, 26 корветов и 6 клиперов, т.е. около трети от всего количества кораблей были крейсера. Часть готовых кораблей обшили броней и установили паровые машины, еще несколько кораблей заказали за границей для изучения зарубежного опыта.

Так стал создаваться паровой и броненосный флот в России, и вскоре он действительно стал считаться третьим по силе и численности в Европе.

«Владимир» (1848)

Самым мощным паровым фрегатом Черноморского флота, отличившимся во время Крымской войны 1853-1856 гг., был «Владимир».

Корабль был построен в Англии по инициативе адмирала М.П. Лазарева в 1848 году. Он участвовал в буксировке и охране транспортов, возглавлял отряд паровых фрегатов в крейсерских операциях у берегов Турции, защищал блокированный Севастополь. 5 ноября 1853 года в бою у Босфора корабль захватил 10-пушечный турецкий пароходо-фрегат «Перваз-Бахри».

«Владимир» был затоплен экипажем в последний день обороны Севастополя, 31 августа 1855 года.

Водоизмещение 1720 тонн, скорость 11 узлов, экипаж 234 человека. Первый командир - капитан-лейтенант Н.А. Аркас. Вооружение: 2 245-мм и 5 214-мм бомбовых пушек, 4 152-мм и 2 138мм карронады и 1 53-мм гладкоствольная пушка.

Рубрику ведет Александр Кузнецов