Корабельная сторона
Номер от 31 мая 2005 г.

Огранка - хорошо, но оборонзаказ – лучше
В Архангельске прошел Совет по морской деятельности при главе администрации

Создан он по образу и подобию федеральной структуры - Морской коллегии, и собирается, как правило, накануне столичного форума. На сей раз, объявил губернатор Николай Киселев, Морская коллегия будет заседать в начале июня, и попросил представить вопросы, которые требуют вмешательства со стороны федерального правительства. Таковых набралось немало.

НАИБОЛЕЕ серьезная дискуссия развернулась по проблемам судостроения и обновления флота.

Выступая с трибуны, директор департамента промышленности администрации области Анатолий Гуров сообщил, что основные фонды судостроительного комплекса морально устарели и физически изношены более чем на 60 процентов. Последние годы темпы их замены не превышают 2% в год при потребности 8-10%. Средний возраст судов составляет более четверти века, состав флота Северных морского и речного пароходств, тралфлота требуют масштабного обновления и пополнения. Такие возможности, несмотря на изношенность оборудования, есть на судостроительных предприятиях, в том числе северодвинских, но заказы отечественных судовладельцев исполняются медленно, иной раз и вовсе тормозятся. Характерен пример со строительством на «Звездочке» рыболовецких траулеров.

В свое время этот проект начал активно реализовываться, сейчас «закис», на стапелях - тишина. «Проблема не в том, что наши судостроительные компании не могут выпускать суда для внутреннего рынка, - заявил Гуров. - У них достаточно для этого мощностей. Но, к сожалению, со стороны государства нет никаких гарантий, что потом на эти суда будет хватать квот на лов рыбы».

Сейчас рыболовецким предприятиям выделяются определенные объемы вылова на пять лет. Чтобы поддерживать биологический баланс, надо, приобретая новые суда, списывать старые. У архангельского тралфлота есть что списать, но нет денег, чтобы купить новый траулер. Правда, заместитель генерального директора Юрий Никулин заявил на совещании, что положение стабилизируется.

- В марте этого года предприятие стало акционерным обществом со 100-процентным уставным госкапиталом, - заявил руководитель, - намечена программа финансового оздоровления, рассчитанная на два года, затем с 2007 года начнем активную модернизацию основных средств и обязательно вернемся к «замороженным» северодвинским корпусам.

По словам Юрия Павловича, обновление можно бы начать раньше, если решить проблему с долгами «Звездочке» и выделением квот. Нужны согласованные действия, поддержка областной власти, добрая воля федеральной межведомственной комиссии. Никулин предложил написать расширенную докладную на имя председателя межведомственной комиссии министра сельского хозяйства А. Гордеева, но участники совещания отреагировали индифферентно. Похоже, нет веры у регионалов, что Москву «можно тронуть слезами». Губернатор Николай Киселев посоветовал рыбакам самим активнее искать пути решения проблемы с федеральной службой, почаще бывать там, зам. главного инженера «Звездочки» Михаил Генин, согласившись, что есть трудности в финансовых отношениях с тралфлотом, тут же переключился на «большую политику», предложив делегировать в состав Морской коллегии главу администрации области. Дескать, тогда все вопросы будут легче и быстрее решаться.

Его напористо поддержал представитель Севмаша Эдуард Борисов:

- Накопились проблемы, которые надо решать на федеральном уровне: сейчас «наверху» идет разработка стратегии развития судостроительной промышленности, разрабатывается документация по созданию холдингов с управляющими компаниями, но никто нам никаких документов не показывает, добываем их разными путями. Опять появились долги Минобороны за выполненные в прошлом году работы, неясно, как будут распределяться заказы по линии военно-технического сотрудничества, надо решать судьбу долгостроя - крейсера «Нахимов»...

Словом, засучивай рукава, губернатор, выручай оборонку. Между тем представители ГРЦАС практически никак не отреагировали на предложение создать региональную ассоциацию судостроителей, не откликнулись на готовность Северного морского пароходства приступить к реновации флота на верфях Северодвинска. Правда, из выступления Борисова можно понять, что если бы решились проблемы с долгостроями, то освободились бы стапельные площадки для строительства гражданских судов. Но сказано как-то вскользь, без конкретных предложений и расчетов.

Подводя итог дискуссии, Николай Киселев решил порадовать северодвинцев доброй вестью: «Удалось договориться с «АЛРОСА», объемы поставок алмазного сырья для «Звездочки» будут увеличены, расширяйте ограночное производство». Михаил Генин с досадой отреагировал: «Я, конечно, за огранку, но оборонзаказ важнее». Показательный штрих отношения ВПК к гражданским заказам.

Алексей ГУНДОРОВ