Корабельная сторона
Номер от 17 мая 2005 г.

Старые стены «Северного»
У бывшего деревянного дома по Советской, 25, своеобразная история

Тем огорчительнее видеть сегодня на том месте, где он стоял, заурядную платную автостоянку. А ведь было время, когда здание являлось особой примечательностью города. Почти всякий приезжающий командированный знал его. Впрочем, не только гость с командировочным удостоверением...

ПО АДРЕСУ Советская, 25, на заре градостроительства располагалась одна из редких гостиниц города, а на первом этаже - ресторан «Северный». Для маленького Молотовска долгое время он был единственным очагом культуры в масштабе большого города. Если, конечно, не считать легендарного нашего драмтеатра, что был возведен ударными темпами напротив, через улицу.

Когда открылся ресторан, не скажу - не знаю. Но во время войны, рассказывают, в гостинице якобы снимали номера представители английской и американской военно-дипломатических миссий. Благо и временный интерклуб Молотовска располагался недалеко.

Уже тогда в ресторане играл маленький оркестрик - тоже ведь любопытная деталь из истории музыкального Молотовска. По крайней мере, в нашей городской газете за май 1945-го довелось прочесть афишу ресторана с такой многозначительной и своеобразной припиской: «Танцы - до утра».

«Северный», не знавший долгое время конкуренции, старожилам запомнился еще и под другим названием - «Эдельман». Прозвище учреждение общепита получило по фамилии своего директора. Граждане, намечавшие провести здесь вечерок, так и говорили: «Пойдем к Эдельману», «Ждем у Эдельмана»...

В начале шестидесятых, как помнится, в крыле этого же здания по улице Пионерской работал магазин «Культтовары». В последнюю декаду декабря здесь же у крыльца разворачивался один из немногих елочных базаров.

В 70-х старым стенам «Северного» просто не везло. Сначала после пожара были вынуждены разобрать то крыло здания, где располагались «Культтовары». Следом из дома по Советской, 25, съехал ресторан, унеся с собой и название, - теперь «Северный» располагается в каменном здании на Пионерской. И по-моему, не процветает. После этого производственные площади и зал легендарного «Эдельмана» заняла низкопробная столовка, которая как-то очень стремительно трансформировалась в пивнушку.

На втором этаже здания еще размещались гостиничные номера, но в целом-то век деревянного дома подходил к концу. Ускорил развязку новый пожар. После него «Северный» пребывал в полуразрушенном состоянии, явно не украшая пейзаж «города юности».

Этот снимок здания, скорее всего, последний и был сделан за считанные дни перед полным его сносом. Тем и уникален.

Олег ХИМАНЫЧ