Корабельная сторона
Номер от 17 мая 2005 г.

Ленд-лиз с прицелом в ХХI век
Союзническая помощь Советскому Союзу позволила США удвоить свою экономическую мощь

Вопрос зависимости Советского Союза от поставок ленд-лиза занимает особое место. Казалось бы, давно опубликованы данные статистики, а мнения до сих пор далеки от однозначности. Одни утверждают, что без помощи союзников Советский Союз просто бы пал, другие - что прекрасно бы справился с главной задачей, поскольку доля этих поставок смехотворно мала по сравнению с общим объемом отечественного военного производства. Как бы то ни было, роль союзной помощи вполне реальна, и способствуй она спасению хотя бы десятка жизней, все равно бы заслуживала благодарности.

ИМЕННО это и стало лейтмотивом международной конференции, проходившей в Архангельске под эгидой Поморского государственного университета. Помимо консула по прессе и культуре господина Дж. Мюррея, в работе конференции приняли два его соотечественника: профессор университета Огаста Хуберт ван Тул и профессор Дэвид Макфадден из Фэйрфилдского университета. Отдавая должное американским докладчикам, стоит заметить, что их выступления были взвешены, аргументированы и, вопреки общенациональному заблуждению, не ставили под сомнение приоритет СССР в победе над общим врагом.

Материалы конференции в скором времени увидят свет отдельным сборником. Поэтому вряд ли стоит пересказывать их содержание. Главная же ее заслуга в том, что заявленная тема рассмотрена в тесной связи с не менее горячей проблемой современности - глобализацией. Эту связь подтвердили и прозвучавшие доклады профессора Игоря Кефели из Балтийского технического университета, его коллеги доцента Ольги Плебанек, британского профессора Александра Хилла.

Наибольшую остроту приобрела дискуссия по вопросу возможности построения многополярного мира в условиях, когда США навязывают ему вопиющую однополярность. Критика, высказанная одним из американских профессоров в адрес сегодняшнего курса своей страны, лишний раз подтвердила независимость суждений, отличающих серьезного ученого.

Глобализм сегодня

Несомненно, ленд-лиз стал выдающимся явлением, позволившим ускорить победный ход войны. Глобальная направленность программы, как результат взвешенной и целенаправленной политики администрации Ф. Рузвельта, обеспечила стремительный рост промышленного и военного потенциалов и, как следствие, влияния США в мире. Политические дивиденды были также налицо. «Объединенные нации» стали верным политическим лозунгом, объединившим народы в борьбе с фашизмом. Более того, в борьбе с фашизмом объединенные нации пришли к тому политическому зданию ООН, которое с разной степенью успешности обеспечивало стабильность в мире всю вторую половину ХХ века, и необходимость в котором совершенно утрачивается с утверждением «однополярного» мира.

Глобалистские тенденциии современного мира под эгидой США, открыто заявляющих устами своего президента об «историческом предназначении и богом данном праве на мировое лидерство», в значительной степени подготовлены положением, которое страна заняла в результате коллективной победы антигитлеровской коалиции. В стане победителей США оказались единственной супердержавой, которой ценой минимальных потерь удалось почти утроить ВВП, модернизировать промышленность и стать обладателем невиданной военной мощи, включавшей ядерное оружие. Более того, все союзники остались ее должниками. Правда, возникла и другая сверхдержава - СССР, но ее завоевания носили лишь геополитический характер. Страна понесла неисчислимые людские потери, лежала в руинах, промышленность была сориентирована, в основном, на военное производство, но при этом народ ухитрялся сохранять веру в светлое будущее.

Хронология событий

Начиная с 1932 года Соединенные Штаты декларировали политику непризнания любых территориальных изменений, произведенных военной силой. Эта политика была вполне оправдана, поскольку все, что можно было присоединить из сопредельных территорий, США уже присоединили, в том числе силой оружия.

С падением Франции в июне 1940-го США, население которых было далеко не единодушно в оценках войны, серьезно задумались о возникшей угрозе собственным интересам. Принимая закон о нейтралитете, правительство еще до начала мировой войны обязалось в случае возникновения европейского конфликта не поставлять военных материалов воюющим странам и не предоставлять им займов. Однако уже в ноябре 1939-го президенту Ф. Рузвельту удалось добиться отмены запрета на экспорт оружия и военных материалов, а после потопления германской субмариной американского эсминца «Рубен Джеймс» в ноябре 1941-го с законом о нейтралитете было покончено. А еще в марте был принят закон о ленд-лизе, нацеленный на помощь воюющим со странами «оси».

Нападение Германии на СССР вызвало немедленную реакцию будущих союзников. У. Черчилль, а вслед за ним и Ф. Рузвельт выразили готовность оказать помощь военными материалами, а 7 ноября 1941 года американский президент официально объявил оборону СССР «жизненно важной для безопасности США». Таким образом, практически до конца 1941 года ленд-лиз не касался Советского Союза, который оплачивал все поставки наличными. Да и собственно антигитлеровская коалиция начала складываться только после вступления в войну США.

После атаки японцами Пирл-Харбора 7 декабря 1941 года поставки в СССР были временно заморожены. Осуществлять перевозки между советским Дальним Востоком и западным побережьем США отныне могли только советские суда, поскольку СССР и Япония были связаны мирным договором. Отправка грузов сильно отставала от графика, а Советский Союз поначалу не располагал достаточным числом торговых судов океанского плавания.

Ввиду больших потерь (до 15% за первые 9 месяцев), и особенно после трагедии PQ-17, доля северного маршрута в поставках была уменьшена. Налаживалось движение через Персидский залив и Тихий океан, через который в итоге поступила почти половина всех грузов. На Тегеранской конференции Сталин твердо пообещал выступить против Японии, и именно этим, а не чем-то иным объясняется значительный рост поставок из США.

12 апреля 1945 года умер Рузвельт. Его место занял Гарри Трумэн. Новый президент объявил членам правительства, что намерен вести в отношении СССР «твердый курс». Немудрено, что вскоре началась «холодная война», длившаяся 40 лет. Вот тут и пригодились опорные пункты и базы, созданные в борьбе за жизненно важные интересы, большинство из которых остается в руках Соединенных Штатов и по сей день, позволяя сохранять военное присутствие во всех стратегически значимых уголках мира.

Родившиеся в ходе Второй мировой логистические цепочки способствовали закреплению экономических связей Соединенных Штатов с основными сырьевыми центрами, традиционно остающимися основой мирового бизнеса.

В годы войны мой отец был штурманом на фрегате американской постройки. Он высоко оценивает качество ленд-лизовской техники и ее роль в Победе. Парадоксально, но именно ленд-лиз в значительной степени обеспечил СССР технологический прорыв на следующем историческом этапе - в «холодной войне», участником которой был уже я сам как офицер-подводник.

Чего у американцев не отнимешь, так это примата национальных интересов и упорства в достижении целей. Нам же в борьбе за место под солнцем придется приложить немалые усилия, чтобы глобализация со всеми ее плюсами и минусами не перечеркнула великую русскую культуру и не уничтожила российскую целостность.

Сергей АПРЕЛЕВ