Корабельная сторона
Номер от 20 апреля 2005 г.

Плавает и железо, и бетон
Слышал, что в судостроении использовался такой необычный материал, как железобетон. Когда это было? Есть ли сегодня «бетонные корабли»? Сергей СУВОРОВ

Действительно, как это ни покажется странным, корабелы использовали железобетон для строительства кораблей. Железобетон был запатентован еще в 1848 году французским изобретателем Джозефом Монье. А еще через восемь лет на Всемирной выставке в Париже публике была продемонстрирована весельная лодка, изготовленная из железобетона. Автором этого изобретения стал француз Джозеф-Луис Ламбот.

В последующие годы из железобетона европейцы и американцы строили парусные яхты и гребные лодки, правда в небольшом количестве.

Настоящую революцию в этом отношении устроил норвежский инженер Николай Фегнер, который в 1917 году создал первое самоходное морское судно из железобетона. Назвал он его «Namsenfijord». Американцы построили подобный пароход-сухогруз «Faith» годом позже. Кстати, в годы II Мировой войны в США были построены 24 железобетонных судна и 80 барж.

Однако в конечном счете такие суда не смогли конкурировать со стальными при коммерческих перевозках грузов. В конечном итоге железобетон получил применение главным образом при строительстве буровых платформ и плавучих нефтехранилищ. Так, в 1975 году для хранения сжиженного газа был построен железобетонный танкер «Andjuna Sakti» дедвейтом 60000 тонн. Эксплуатируется он в Яванском море.