Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Среда, 17 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 22 марта 2005 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 22 марта 2005 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

У нашего подплава свой Гиннесc

Версия для печатиОтправить статью другу
Российский подводный флот в ракурсе: самый, самый, самый...

В следующем году российскому подводному флоту исполнится 100 лет. Можно уже писать не только полноформатное исследование его истории, но и попытаться составить своего рода аналог Книги рекордов Гиннесса. Итак, пока первые несколько страниц...

САМОЙ ПЕРВОЙ русской боевой подводной лодкой принято считать «Дельфин». Проект этого корабля разработали в 1901 году инженеры И.Г. Бубнов и И.С. Горюнов. Но подлодкой он первое время не считался, поскольку классифицировался как миноносец.

Полное водоизмещение «Дельфина» - 123 тонны. В длину подлодка была 20 метров, она могла погружаться на глубину до 55 метров, а весь экипаж ее состоял из 10 человек.

Между прочим, «Дельфин» участвовал не только в русско-японской войне. В период Первой мировой войны он был привезен в Архангельск по железной дороге, где его намеревались использовать для усиления боевых порядков флотилии Северного Ледовитого океана.

САМЫМИ ПЕРВЫМИ русскими подлодками, которые появились на Северной Двине, считаются две «номерные» подлодки - № 1 и № 2. Это были небольшие корабли, которые, по одним сведениям, прибыли в Архангельск на железнодорожных платформах, по другим - были доставлены из Петербурга по системе внутренних водных путей на барже. А произошло это в августе 1915 года, когда Россия уже второй год воевала с Германией.

САМАЯ ПЕРВАЯ советская подлодка была заложена в Ленинграде 5 марта 1927 года. Торжество происходило на Балтийском заводе, где было решено строить серию больших подлодок, которую в дальнейшем окрестили по имени головной - «Декабрист». Первую заклепку в деталь днищевой конструкции этого корабля забили секретарь ленинградского обкома С.М. Киров и нарком обороны К.Е. Ворошилов.

Всего серия, а ее строили не только ленинградцы, насчитывала 6 подлодок, которые по известным причинам идеологического плана были поименованы «революционно-бунтарскими» названиями: «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец».

САМЫМИ ПЕРВЫМИ подводными лодками, которые появились на Северном флоте, стали две большие торпедные лодки серии Д - Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». 5 августа 1933 года Мурманск торжественно встречал экспедицию особого назначения - целых шесть кораблей, пришедших из Ленинграда через Беломорканал и Белое море: два эсминца, два сторожевика и две подлодки.

САМОЙ ПЕРВОЙ погибшей лодкой Северного флота является средняя подводная лодка

Щ-424 под командованием К.М. Шуйского. Погибла она это в мирное время.

20 октября 1939 года подлодка затонула у мыса Летинский в Кольском заливе, столкнувшись с траулером РТ-43 «Рыбец». Трагедия произошла в результате ошибочных действий командира подлодки и капитана траулера. Часть экипажа подводников погибла вместе с кораблем.

САМОЙ ПЕРВОЙ советской подлодкой, которая сумела всплыть в непосредственной близости от Северного полюса, является первая советская атомная подводная лодка К-3 под командованием капитана II ранга Л.М. Жильцова. Произошло это 18 июля 1962 года в 9.33 по московскому времени. Впервые географическую точку Северного полюса подо льдами эта же подлодка прошла немного ранее - 17 июля в 6.59.

К слову, решение назвать подлодку К-3 «Ленинским комсомолом» было принято лишь в октябре 1962 года.

САМАЯ БОЛЬШАЯ подводная лодка, которая когда-либо строилась в истории мирового кораблестроения, имеет к Северодвинску самое непосредственное отношение. И здесь будет точнее сказать не об одной подлодке, а о целой серии кораблей 941-го проекта.

Головной тяжелый атомный подводный крейсер ТК-208 (заводской № 711) был заложен в июне 1976 года и сдан флоту в декабре 1981-го. Полное водоизмещение корабля - 48000 тонн, мощность ядерной энергетической установки - 90000 л.с.

Думается, о таких подлодках- гигантах не мечтал даже Жюль Верн, замышляя свой «Наутилус».

САМАЯ БЫСТРАЯ в мире подводная лодка с легкой руки (скорее даже, с легкого языка) острословов именовалась «Золотой рыбкой». Но естественно, у нее был и обязательный тактический номер, даже целых два - сначала К-162, позже К-222. А сдали ее флоту 31 декабря 1969 года у нас в Северодвинске (заводской

№501) по проекту 661.

На испытаниях в 1971 году этот корабль смог достичь невероятной скорости - 44,7 узла. Этот рекордный результат так и остался непревзойденным по наши дни. А в целом можно сказать, что северодвинская «Золотая рыбка» произвела целых две «мировых революции». Во-первых, она, обладая столь высокой скоростью, легко могла настигать в океане крупные авианосные корабли, что заставило «супостата» и его союзников срочно менять всю тактику своих военно-морских сил. Во-вторых, АПЛ 661-го проекта являлась еще и первой подлодкой, чей корпус был изготовлен из сверхпрочного и легкого титанового сплава, а это, несомненно, было революционным шагом в технологиях ХХ века.

К слову, сегодня «Золотая рыбка» проходит утилизацию у причала цеха 42 Севмаша, то есть там, где когда-то родилась.

САМАЯ ГЛУБОКОВОДНАЯ боевая подводная лодка в мире - это тоже корабль, созданный в Северодвинске, АПЛ К-278 «Комсомолец». В конце 1983 года подлодка вступила в строй. Как и у «Золотой рыбки», корпус К-278 также был изготовлен из титанового сплава, но это уже был корабль иного проекта - 685 (заводской

№ 510). «Комсомолец» мог погружаться на глубины, которые для других подлодок считались запредельными, и мог не только погружаться, но и применять свое оружие из такой бездны, где он по сути становился недосягаемым для противника: 18 января 1984 года лодка ушла на рекордную глубину - 1027 метров.

К сожалению, 7 апреля 1989 года в результате катастрофически нарастающего объемного пожара «Комсомолец» погиб с частью своего экипажа в Норвежском море.

Подготовил Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |  Обокрасть... подлодку  |
Политика   У всех на устах  |
Северодвинск   В матросской семье  |  Моряки зовут на праздник  |  Первый в серии химовозов  |  Нашему втузу - 40 лет  |
Россия   Баррель бывает разный  |  Космический «привет» океану  |  «Банкирша» идет ва банк!  |  Шварценеггер зовет  |  Подводники – Герои Советского Союза  |  У нашего подплава свой Гиннесc  |  Кому по вкусу тюленина  |  Заполярное солнце оказалось врагом  |  Без работы не страшно?  |  Особая причастность к подплаву  |  Прощание с «Народовольцем»  |
Общество   В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Март 2005
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com