Корабельная сторона
Номер от 1 марта 2005 г.

Россия щедрая душа
Но, как выясняется, не для своих нищенствующих граждан

За последние годы Россия простила другим странам долгов на 50 миллиардов долларов. $10 миллиардов Сирии. $7 млрд Ираку. $3,5 млрд - Никарагуа. $10 млрд - Афганистану. И тут же поставляем этим странам наше оружие. Причем денег за это часто не получаем.

Наконец-то перегнали Америку!

Россия едина в двух лицах. Мы - крупные должники (только одной Германии нужно отдать шесть миллиардов долларов) и одновременно активно участвуем в Парижском клубе стран-кредиторов. Решения, которые принимаются в клубе, формально не обязательны для всех его членов, но мы их неукоснительно выполняем. Более того, по части списания долгов мы обогнали даже США и находимся на третьем месте после Японии и Франции. Если же учесть, как скромно живем мы сами, то получается: Россия - абсолютный рекордсмен по уровню щедрости.

Приятно иметь столь добрую мировую славу. Если бы еще с этим сочетался достаток самих россиян да теплое отношение со стороны наших богатых кредиторов...

Основной долг России Парижскому клубу - $45 миллиардов. Страшна не столько сама сумма, сколько проценты по ней. Наше правительство накопило финансовый жирок и сегодня готово полностью рассчитаться по долгам, однако клубные партнеры не спешат делать России скидки. Брать деньги постепенно и с драконовскими процентами им более выгодно, чем получить «голую» сумму в одночасье.

То есть Запад ведет себя с нами вполне по-торгашески. России-матушке никто ничего не прощает. А вот с африканскими странами - по-доброму, потому что с них вроде как нечего взять.

Мы - между двух огней. С одной стороны, надо все простить бедным, потому что есть настоятельная «рекомендация» клуба, с другой - надо по полной расплатиться с Западом, потому что это международный престиж. На обслуживание внешнего долга из российской казны уходят миллиарды долларов, а приходит к нам по долгам других стран в десятки раз меньше.

Более-менее исправно по своим счетам в нашу казну платят только два государства: Индия и Вьетнам. Сирия еще с советских времен должна была России 13 миллиардов долларов, но не желала отдавать эти деньги. Мы подумали... и простили. Более того: ради добрых сирийских партнеров Россия готова пойти на международный скандал.

Ракета для бедняков

Сказать, что Сирия - беднейшая, безнадежная страна, как-то язык не поворачивается. Живут там небогато: валовой продукт - 2,5 тысячи долларов на брата. Но ведь и в России не намного больше - 4 тысячи долларов (для сравнения: в США - 36 тысяч долларов). Зато в Сирии есть крупные запасы нефти и газа - казалось бы, пустите на них наши компании и потихоньку расплатитесь вашим сырьем.

Но нет, в последнее десятилетие Сирия просто отвернулась от России и сделала ставку на другого партнера - Китай. Несколько лет мы обиженно выжидали, а потом «сдались»: простили Дамаску старые миллиарды и тут же предложили на выбор новейшие вооружения. Журналистам стали известны детали торгового проекта: Сирия намерена купить у России 18 ракетных комплексов «Искандер». Отдать нам долги - тут у Дамаска с деньгами туго. Купить у нас за сотни миллионов долларов самое современное оружие - на это деньги есть.

Пока сделка не состоялась. Израиль и США бьют тревогу: бедная Сирия демонстрирует невиданные амбиции и рвется в региональные лидеры. Но кто ее к этому поощряет? Россия. Зачем нам это нужно? Может быть, мы рассчитываем получить какие-то дивиденды с сирийских друзей? Нет, скорее всего, дело кончится тем же, что и во времена СССР: откроем кредитную линию, передадим изрядное количество всякого огнеметного добра, а потом к нам повернутся задом. Какой же смысл? Эксперты отвечают: окрепшая от нефтедолларов Россия возвращает себе статус сверхдержавы, своими оружейными поставками она усиливает влияние на Ближнем Востоке.

Может, сначала спросить наших граждан: насколько сильно они озабочены Ближним Востоком? Стоит наше влияние там тех миллиардов долларов, которые мы прощаем ради глобальной политики?

Африканский бум

Сирия - только один пример, быть может, самый скандальный. В прошлом году мы простили Ираку почти весь его долг - 8 миллиардов долларов. Не стали отсрочивать, реструктурировать, брать «натурой», - простили и все. Сегодня, конечно, с Багдада ничего не возьмешь. Но когда там наладится мирная жизнь и заработают нефтяные скважины, Ирак станет одним из самых богатых государств региона. Запасы одного только месторождения Западная Курна - около 1 миллиарда тонн нефти. При нынешней конъюнктуре легкая в добыче и высокая по качеству иракская нефть принесет бешеную прибыль.

Одновременно мы начинаем поставлять Багдаду свои вооружения, причем первое время - на безвозмездной основе. Наш расчет прост: все простим, все дадим - только пустите ЛУКОЙЛ на Западную Курну, дайте долю в будущем нефтяном пироге. Иракцы, наверное, нас пустят, но контролировать денежные потоки от нефтяного экспорта все равно будут США, не зря же их компания «Коноко Филипс» купила изрядный процент акций самого ЛУКОЙЛа.

Похожую политику мы ведем в другом горячем регионе - Афганистане. Списали долгов на $10 миллиардов и тут же приступили к поставкам оружия и военной техники. Мирные, любящие нас афганцы получают танки Т-55 и Т-62, десятки БМП и БТР, вертолеты, противотанковые ракетные комплексы «Фагот».

Но активнее всего наши вооружения движутся в Африку - в те самые беднейшие страны, которым мы только что отпустили все финансовые грехи. Никарагуа: списали долг в $3,5 миллиарда и тут же заключили соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Эфиопия: все простили и тут же повели переговоры о поставке БТР и самолетов. В бедную Нигерию мы поставляем истребители МиГ-21. В Анголу вот-вот направятся бронетехника и боеприпасы.

Судан покупает у нас истребители МиГ-29. С ними тоже вышел скандал: летом 2004 года, в разгар наших военных поставок, в Судане разразилась гражданская война, и правительственные силы массированными бомбардировками уничтожили около 100 тысяч человек. Мировое сообщество ужаснулось, но даже в этот момент мы не приостановили поставки: все истребители были переправлены суданским друзьям точно по договору.

В числе потребителей нашей военной продукции - Конго, Танзания, Ливия, Намибия, Алжир. В Джибути продаем бронетранспортеры и военные вертолеты. Ведем переговоры с Замбией: там живут очень бедно, но не прочь купить штурмовики Су-25.

Пусть покупают, если это разрешено международными нормами. И вообще, торговля - это замечательно. Проблема в том, что бедные - они и есть бедные, и денег нам не дадут. Но мы, как в добрые советские времена, согласны на все, лишь бы закрепиться на «традиционном» рынке: нет денег - платите нам пальмовым маслом, бананами, кофейными зернами. Мы на редкость неприхотливы, потому что для нас важны не деньги, а большая политика.

Застолье не по разуму

Россия - страна великая. Одна беда: уровень жизни у нас кое-где едва ли превышает багдадский стандарт. Заботясь о международном престиже, мы из последних сил тянемся за американцами и европейцами. Они охотно поощряют эту тягу, потому что им это выгодно: стремясь «не отстать», Россия надувает щеки, прощает долги, живет не по средствам, но плохо от этого только нам самим. Мы похожи на обедневшего соседа, которому страсть как хочется выдать себя за богатого, чтобы накоротке беседовать с сильными мира сего: он держит семью впроголодь, но для высоких гостей устраивает щедрые застолья.

Между тем весовые категории несопоставимы. В США средняя зарплата - 25 долларов в час, у нас - в неделю. Размер минимальной оплаты труда в России - самый низкий среди европейских стран, даже Украина и Беларусь выглядят богаче. У нас немало людей получают зарплату 1000-1200 рублей в месяц при полном рабочем дне. А это означает, что такому работнику платят 6-7 рублей в час, 20-25 центов - уровень, достойный разве что африканского континента.

В разгар горбачевской перестройки нашу страну обидно называли «Мозамбиком с ядерной бомбой». Увы, с тех пор мало что изменилось. Только к ядерной бомбе прибавились миллиардеры-олигархи и миллионеры-чиновники, готовые щедро платить из казны за участие России в глобальных политических играх.

Валерий КУЗОВЛЕВ