Корабельная сторона
Номер от 17 января 2005 г.

Шторм заказывали?
Моряки Северного пароходства получили новый тренажер

Иду по коридору, сворачиваю направо, в затененное помещение, и сразу за порогом оказываюсь... на мостике большого современного корабля.

ПРЯМО внизу - палуба, груженная пакетами пилолеса, справа виден небольшой теплоход, идущий навстречу. По берегам в предрассветном мареве явственно проступают очертания городских строений.

- Заходим в Стамбул, - пояснил капитан-наставник Владимир Николаев.

Движение судна настолько реально, что даже ощущаю, как реагирует на морские волны мостик.

- Можно такой шторм устроить, что и вовсе устоять будет трудно, - смеется Владимир Павлович, - даже видавшие виды капитаны с испариной на лбу из рубки уходят...

В ОАО «Северное морское пароходство» обзавелись новым тренажерным комплексом «Нэви-Трейнер» с системой визуализации. Поставила и смонтировала его известная российская фирма «Транзас». После пуска в эксплуатацию начнутся тренировки по программам: организация ходовой навигационной вахты, управление и маневрирование судном, а также организуется дополнительная подготовка специалистов по ликвидации разливов нефти.

- Особенно эффективна на тренажере предрейсовая подготовка, - рассказывает начальник НТЦ Владимир Форафонов, - судоводители получают направление на судно и идут на мостик. Капитан, старпом, второй и третий помощники два дня рулят как бы настоящим судном, ведь здесь установлено реальное навигационное оборудование. Потому капитану сразу видно, кто чего стоит. Может прийти капитан-наставник пароходства, посмотреть специалистов в деле и тут же завизировать приказ или решить вопрос о дополнительной их учебе, если нужно.

Тренажерный центр пароходства существует уже более двух десятков лет. Услугами центра пользуются судоводители многих предприятий бассейна. И не только морского профиля. Недавно разработана и сертифицирована программа использования РЛНС на внутренних водах - теперь архангельским речникам не надо ездить на учебу в Лименду. Проходят обучение на тренажерах морского пароходства специалисты Севмаша и «Звездочки», готова сотрудничать служба МЧС.

Сейчас завершается специальное описание акватории порта Архангельск, сделаны съемки, вся информация передана в «Транзас». К апрелю в центре будут иметь «отцифрованный» судоходный путь от приемного буя Архангельска до причалов «Роснефти», включая Экономию, и от городского рейда до второго лесозавода. Можно будет начинать подготовку лоцманов.

Перспективным является вариант использования тренажера по оценке потенциальных аварий. Правда, купили пока только один модуль - по разливу нефти. При «возникновении чрезвычайной ситуации» нужно только ввести исходные данные по температуре воды, воздуха, о направлении течения, и компьютер тут же просчитает, как будет складываться ситуация: куда нефть понесет, сколько ее утонет, сколько испарится, смешается с водой. Тренажер можно использовать не только для обучения, но и для реального обсчета ЧП. Так, капитан-наставник Владимир Николаев, используя модуль, в свое время проанализировал разлив нефти в Онежском заливе и точно указал, куда ляжет путь нефтяного пятна.

После презентации в навигационно-тренажерном центре начались занятия. Учеба идет на всех четырех мостиках. Северное морское пароходство всегда славилось хорошо подготовленными кадрами. Запись в трудовой книжке или в характеристике, что моряк работал в СМП, является безотказным пропуском в мир шипинга - в плавсостав, который идет под зарубежный флаг. Это результат качественной подготовки специалистов, важным звеном которой является радиолокационный тренажер.

Алексей ГУНДОРОВ