Корабельная сторона
Номер от 11 января 2005 г.

Через океаны пришел «Океан»
Правда, появился он в Архангельске под другим именем

В нашей рубрике мы уже рассказывали о визитах крейсера «Аврора» и учебного судна в Архангельск. Было это в 1924, 1925 и 1930-м годах. Сегодня же появился еще один старый снимок, запечатлевший это событие, как и новые подробности прихода балтийских судов на Северную Двину: прямо напротив Красной пристани бросило якорь учебное судно «Комсомолец»...

О КРЕЙСЕРЕ Октябрьской революции «Аврора» знают многие, а вот о нем, втором участнике перехода, некоторые даже не слышали. Между тем, об этом трехтрубном красавце, внешне очень напоминающем лайнер, тоже есть что рассказать.

Его построили на германских вервях по заказу России еще в 1902 году. Тогда же и назвали «Океаном». Изначально судно предназначалось для подготовки различного рода корабельных специалистов, и потому было оснащено по первому слову техники. В частности, как сообщают нам документы, «Океан» был первым в царском флоте кораблем, оснащенным оптическими приборами отечественного производства.

В годы Первой мировой войны судно прошло капитальный ремонт, тогда же ему довелось поработать на транспортных перевозках. В разряд учебных его вернули только в 1919-м, а еще через три года переименовали в «Комсомольца». Тысячи молодых командиров Красного флота прошли на нем морскую практику, в том числе и будущие наши знаменитые адмиралы. К слову, в упомянутых совместных с «Авророй» походах на борту «Комсомольца» также были курсанты.

Если будете в Центральном военно-морском музее в Петербурге, обратите внимание на экспонаты - модели кораблей, выставленные прямо в фойе, перед входом в основные залы. Есть там и выполненные в крупном масштабе крейсер «Молотовск» («Октябрьская революция») и учебное судно «Океан» («Комсомолец»).

И еще одну деталь минувших событий, достойную внимания, нам «подсказали» наши читатели. Лоцманской проводкой балтийских кораблей с внешнего на городской рейд Архангельска руководил не кто иной, как Павел Иванович Башмаков - личность для северной гидрографии легендарная и, скажем так, династическая. Он сын одного из первых маячников Белого моря, однокашник А.С. Кучина по Архангельской мореходке. Павел Иванович продолжил дело своего отца, был одним из крупнейших наших специалистов по маякам. В 1933 году возглавил Архангельский, а с 1937-го Новоземельский гидрографический отдел. Сегодня во флоте архангельских гидрографов есть судно с его именем на борту.

Олег ХИМАНЫЧ