Корабельная сторона
Номер от 11 января 2005 г.

По Красной площади с ракетой
Как северодвинцы демонстрировали мощь страны на главном параде

Люди старшего поколения хорошо помнят, как дважды в год - 1 мая и 7 ноября - на Красной площади столицы проходили военные парады. Парады проходили и в других городах Союза, но московские считались главными. На них армия и флот демонстрировали не только отменный строевой шаг, но и новейшие виды своих вооружений. Особенно впечатляли обывателя и, конечно же, иностранцев, ракеты стратегического назначения, которые проезжали мимо кремлевских стен во второй - завершающей стадии парада. Для военных атташе стран НАТО они были своего рода «прозрачным намеком» и средством острастки с нашей стороны.

К СЛОВУ, еще курсантом мне довелось прошагать по Красной площади в составе парадного расчета Высшего Военно-Морского училища инженеров оружия. Было это 1 мая 1955 года. Знамя нашего училища в тот день нес курсант V курса В.Н. Кузнецов, а на трибуне мавзолея стоял его отец - реабилитированный адмирал флота Николай Герасимович Кузнецов.

В начале 1961 года глава Советского Союза Н.С. Хрущев в одном из своих публичных выступлений заявил, что наша страна обладает ракетами, которые могут стартовать из-под воды. Для нас, военных, это было очень большой неожиданностью, поскольку к этому моменту мы произвели лишь один, к тому же экспериментальный пуск такой ракеты. Но надо знать характер и манеру выступлений Никиты Сергеевича, чтобы понять все причины, побуждавшие его к подобным заявлениям. Разумеется, слова генсека и предсовмина уже требовали соответствующего подтверждения, и все вопросы, связанные с демонстрацией ракет морского базирования на параде в Москве, были возложены на управление ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ, которое в ту пору возглавлял контр-адмирал В.А. Сергеев. Представлять же ракетную технику поручили служащим нашего полигона ВМФ №21 - предшественника нынешнего Центрального Государственного.

За месяц до ноябрьских торжеств 1962 года группа офицеров, мичманов, старшин и матросов из Северодвинска выехала в столицу. Личный состав нашего парадного расчета расположили в деревянных казармах и палатках на территории центрального аэропорта (сегодня это городская черта Москвы в районе станции метро «Аэропорт»).

Должен сказать, праздничные военные парады - удовольствие очень дорогое. Судите сами: в 11-минутном прохождении военной техники по Красной площади участвовало от 550 до 600 единиц легковых, грузовых машин, МАЗов, КрАЗов, других тягачей, которые везли тысячи военнослужащих и около сотни пушек и ракет. Подсчитайте, сколько нужно было сжечь топлива на ежедневных тренировках, а затем и во время проезда по улицам столицы всей этой ревущей и грохочущей кавалькады. А питание личного состава?! А бытовое содержание тысяч военнослужащих?!

На тренировках, которые проводились на поле аэродрома, день за днем в течение месяца круг за кругом отрабатывалась синхронность движения техники. Кроме этого проводились еще две ночные тренировки непосредственно на Красной площади. В этом случае парадный расчет выезжал в 22 часа. Вся техника выстраивалась по значимости и по тяжести орудия на Манежной площади и далее - вверх по улице Горького (сейчас Тверская). Наше место было напротив здания Моссовета, у памятника Юрию Долгорукому. За нами уже шли расчеты ракетных войск стратегического назначения.

Главная трудность передвижения в городе заключалась в том, что техника, въезжающая на Красную площадь, должна была двумя потоками слева и справа огибать здание Исторического музея. Тем водителям, кто шел слева, нужно было прибавлять скорость, чтобы одновременно оказаться у контрольной линии на въезд с теми, кто шел справа.

За неделю до торжества технику надлежало привести в «парадный вид». Машины красили, на конструкциях наносили специальные обозначения. За два дня проходила заправка горючим. Его заливали «под завязку», после чего горловины топливных баков, как и капоты, пломбировались.

Наступил день 7 ноября 1962 года. Подъем в 6 утра, плотный завтрак и выезд на исходную позицию к 9 утра. А дальше... сам парад - для нас, его участников, - это буквально считанные мгновения, когда промелькнули площадь, гостевые трибуны и мавзолей...

В 1975-м в Хельсинки было подписано соглашение по организации безопасности и сотрудничества в Европе. С той поры тяжелую военную технику перестали демонстрировать и на московских парадах. Коснулось это правило и ракет ВМФ. Правда, еще какое-то время на Красной площади появлялась так называемая «оборонительная техника», а затем не стало и ее.

В разные годы в парадах на Красной площади участвовали многие служащие нашего полигона. Среди них назову кого помню: офицеры - С.Ф. Харитонов, В.В. Добрыдень, С.И. Багиев, В.И. Овсянников, В.В. Кучеренко, В.Н. Ковалев, В.А. Чудаков, Ю.А. Федоров, мичманы - Н.А. Гвоздик, С.И. Гадзыра, П.О. Пешкин, Ш.Ф. Меньшов, старшины и матросы Н. Павлов, А. Шкребко, А. Красник и другие. Каждый из участников парада в Москве, в котором мне довелось участвовать, получил благодарность министра обороны маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского. Вот только фотография нашей парадной группы, образно можно сказать - с ракетами из Северодвинска, в прессе появилась гораздо позже - в журнале «Огонек» №20 за 1964 год.

Виталий ПЕРЕГУДОВ, инженер-капитан II ранга в отставке