Корабельная сторона
Номер от 20 декабря 2004 г.

Дружба с Поднебесной: новый горизонт
Пришла пора подводить итоги очередного визита министра обороны России в Китай

Информация о визите практически всех СМИ, имеющих хоть какое-нибудь отношение к официозу, исключительно оптимистична. «Труд», к примеру, пишет, что «исключительно продуктивные и насыщенные переговоры с высшим политическим и военным руководством КНР говорят о зрелом и продвинутом характере оборонного партнерства».

ФАКТЫ, по-видимому, дают определенные основания для таких трактовок. Сергея Иванова принял председатель КНР, глава Центрального военного совета Ху Цзиньтао. Военное и военно-техническое взаимодействие стран специально обсуждалось с китайским министром обороны Цао Ганчуанем и заместителем председателя Центрального военного совета КНР Го Босюном. «Мы выходим на качественно новый уровень стратегического партнерства», - прокомментировал итоги переговоров Сергей Иванов. Более того, как сообщают «Новости России», министр обороны РФ заявил, что взаимодействие Москвы и Пекина во многом определяют международную политическую ситуацию.

В свою очередь и Цао Ганьчуань назвал результаты переговоров «рекордными».

Речь, по официальной информации, шла и о поставках и лицензионной сборке в КНР самолетов семейства «Су», и о строительстве (на верфях Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Северодвинска) кораблей для ВМС Народно-освободительной армии Китая, и об обмене опытом между военными двух стран. Так, Цао Ганчуань отметил, что сотрудничество России и Китая будет предполагать продолжение взаимных дружеских визитов, развитие совместной военной подготовки и обучения кадров. Стороны объявили о планах проведения - кстати, впервые в истории - совместных военных учений. Они пройдут в следующем году на территории КНР.

По словам Сергея Иванова, на переговорах затрагивались и вопросы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проблемы борьбы с терроризмом и нераспространения оружия массового уничтожения. Впрочем, дипломатический аспект переговоров - отдельная тема.

С одной стороны, по информации РИА «Новости», всячески подчеркивалось, что военное сотрудничество между Россией и Китаем не направлено против третьих стран, но преследует лишь цели «развития войск и сохранения стабильности в регионе». «Мы должны быть вечными соседями, друзьями и добрыми партнерами, - цитирует китайского министра «Интерфакс». - Я думаю, на этих учениях мы сможем многому друг у друга научиться». С другой стороны, не обошлось без нескольких колкостей, одна из которых вполне заслуживает названия совместного демарша. Сразу после визита представитель МИД КНР заявил, что, с китайской точки зрения, проблемы, связанные с подписанием российско-японского мирного договора, являются исключительно двусторонними и касаются только России и Японии. Причем произошло это практически синхронно с аналогичным заявлением внешнеполитического ведомства России. Нельзя не связать это со скандальным высказыванием министра обороны США Доналда Рамсфелда, пообещавшего Японии «затронуть вопрос ее территориального спора с Москвой на переговорах с Россией».

Некоторые российские комментаторы даже объявили этот обмен уколами крупным поражением Вашингтона. «Нынешняя попытка США вмешаться в двусторонние отношения двух ведущих азиатских держав предпринята на фоне явно слабеющего влияния их дипломатии на дела в Азии, - утверждает «Голос России». - В частности, вопреки жесткому давлению США на Европейский Союз с требованием не снимать эмбарго на продажу оружия Китаю, ЕС в начале декабря ясно высказался за расширение диалога с Китаем для решения этого вопроса. Одновременно Россия и Китай... подтвердили намерение крепить стратегическое партнерство, в том числе в области расширения военно-технического сотрудничества. И еще: встречи в различных форматах во Вьентьяне во время недавнего саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии ясно дали понять: страны

АСЕАН и их партнеры по диалогу намерены решать вопросы безопасности и экономического процветания без вмешательства из-за океана. Поэтому высказывания Дональда Рамсфелда по российско-японским отношениям не что иное, как хорошая мина при плохой игре».

Однако, по-видимому, есть достаточно весомые основания оценивать ситуацию не столь оптимистично для России. У Соединенных Штатов, как известно, предостаточно возможностей влиять на положение в любой из многочисленных «зон интересов». Не исключение и Юго-Восточная Азия, где в последние годы военные позиции Вашингтона заметно укрепились - достаточно назвать переход под его контроль бывшей советской базы Камрань и усиливающееся сотрудничество с Тайванем. В этой связи как «хорошую мину» можно воспринимать как раз выступления российской стороны. В том числе и чрезмерный оптимизм, высказанный Сергеем Ивановым относительно возможности отмены Евросоюзом уже упомянутых санкций на поставки вооружений и военной техники в КНР, введенных еще в 1989 году после событий на площади Тяньаньмынь. Напомним, что это эмбарго не дает Китаю возможности приобретать оружие в США и странах ЕС. На сегодня Китай является крупнейшим покупателем российской военной техники: на его долю приходится около половины всего оборонного экспорта РФ; за последние пять лет Пекин купил у Москвы на 5 миллиардов долларов военной техники, включая истребители, ДЭПЛ, надводные корабли и зенитно-ракетные комплексы. В этом году объем контрактов должен превысить 2 миллиарда долларов. Против отмены эмбарго выступают США, которые опасаются, что снятие санкций может нарушить баланс сил в районе Тайваньского пролива.

В начале декабря ЕС заявил, что пока не готов отменить эмбарго, но при этом его представители выразили надежду, что запрет может быть снят уже в следующем году. И вот в этой-то связи российский министр обороны заявил, что Россия-де нисколько не опасается такой перспективы. «Рано или поздно эмбарго все равно отменят, - сказал Сергей Иванов, - а между тем Россия как лидер местного рынка военной продукции лучше других знает, в чем нуждается Китай и какова способность тех или иных государств обеспечить эти потребности. Мы конкуренции не боимся - мы ее приветствуем», - резюмировал российский гость.

Однако вряд ли все так радужно: обострение конкуренции с западными странами в сотрудничестве с той же Индией многими российскими предприятиями переносится болезненно. Поэтому внимания заслуживают, видимо, все же не достаточно скромные на сегодня практические результаты сотрудничества, а сами усилия в этом направлении.

Борис ВОРОБЬЕВ

P.S. Отдельные комментаторы из числа неофициальных предостерегают, впрочем, вообще от какого-либо чрезмерного увлечения сотрудничеством с Китаем. Все же объективные геополитические обстоятельства (сравним лишь особенности демографической ситуации в двух странах) могут привести и к новому охлаждению в российско-китайских отношениях. Между тем, так уж складываются дела в отечественном ВПК, что на экспорт подчас предлагается техника, которая и не снилась армии и флоту самой России...