Корабельная сторона
Номер от 14 декабря 2004 г.

Погранцы были юнгам как отцы
Страна умела защищать свои экономические интересы на Севере

На этом снимке запечатлены, возможно, самые первые морские пограничники Советского Севера. Или одни из самых первых: - «команда СС № 23», как указывает рукописный комментарий тушью в нижней части фото.

ОТНОСИТЕЛЬНО даты, когда был сделан этот снимок. Мы полагаем, речь здесь можно вести о 1923 годе, когда на Мурмане уже была организована Северная пограничная флотилия.

А появилась она по особому поводу. Богатое рыбой и зверем Баренцево море привлекало иностранных промысловиков и в XIX, и в начале прошлого века. Поскольку государственной границы в нынешнем ее понимании здесь у России тогда еще не существовало, северные воды зачастую становились вотчиной браконьеров. Масштабы его, например, в 1909 году даже повергли в шок известного русского исследователя Новой Земли Владимира Русанова, который счел своим долгом обратить на это явление внимание царских чиновников. Впрочем, организовать эффективную дозорную службу в Баренцевом море тогда России так и не удалось. Перед Первой мировой на борьбу с чужеземными браконьерами страна смогла направить сюда лишь одно судно - военный транспорт «Бакан».

Советская администрация в защите экономических интересов действовала намного решительнее и для охраны промыслов почти сразу выделила морские силы. Специальные корабли у пограничников появились в тридцатых, а поначалу ими стали бывшие траулеры и боты небольшого водоизмещения, вооруженные скромной артиллерией и пулеметами. Вот и СС № 23 (читай - сторожевое судно № 23), образно говоря, не забывшее еще запаха трески, ходило в дозоры с пушкой калибра 76 мм и парой пулеметов.

Действовали молодцы-погранцы отважно. Так, летом 1922 года пограничное судно ПС-1 «Нептун» вступило в перестрелку с англичанами, которые под вооруженной охраной трех своих кораблей пытались разбойничать в нашей экономической зоне...

Еще одна деталь, на которую обращаешь внимание. Почти на всех снимках экипажей той поры присутствуют юнги. Был он и в экипаже СС № 23. Разные судьбы-дороги приводили мальчишек на палубы морских кораблей. В послевоенное время, как правило, это были ребята, которые лишились своих родителей. Выжить им, стать настоящими людьми помогала семья моряков, и это была прекрасная традиция русского флота.

Олег ХИМАНЫЧ