Корабельная сторона
Номер от 14 декабря 2004 г.

Флот, завод, банкрот...
Критическая ситуация сложилась на судоремонтных предприятиях ВМФ на Севере

На Кольском полуострове находится их большая часть. Это СРЗ № 10, СРЗ № 35 и СРЗ № 82, а также РЗ РАВ-195. В Архангельской области это завод № 176, расположенный в Соломбале. Главная причина их нынешнего плачевного состояния - недостаточное финансирование.

ВСЕ ЭТИ предприятия в свое время активно работали на Краснознаменный Северный флот, десятилетиями обеспечивая его постоянную боеготовность. Но это уже в прошлом. Отказ страны от активной военно-морской политики и, как следствие, непродуманные сокращения корабельного состава флота сделали свое дело.

В результате снижения государственного оборонного заказа у предприятий образовались огромные долги. К слову, в течение последних пяти лет загрузка СРЗ по госзаказу не превышала 40-50%. Сегодня кредиторская задолженность предприятий составляет 876 млн рублей.

Об этом сообщается в информации Интерфакса. Здесь же называются и другие цифры, которые также не вызывают оптимизма.

В октябре усилиями Минобороны РФ с большим трудом удалось ликвидировать многолетнюю текущую задолженность по заработной плате, которая на 1 ноября составляла еще 38,9 млн рублей. Однако так и остался долг по судоремонту - 63,8 млн рублей.

Еще одна непрекращающаяся головная боль Минобороны - задолженность перед ФГУП Российского агентства по судостроению «Hерпа», которое занималось в основном утилизацией атомных подводных лодок. Здесь долг составил 12,5 млн рублей и еще 23,9 млн рублей за работы по судоремонту.

Специалисты считают, что износ основных фондов упомянутых предприятий уже перевалил за 50%, а оборотными средствами эти заводы не обладают, то есть предприятия можно фактически признать банкротами. При сохранении нынешней политики в финансировании они не способны будут уплатить все долги и в ближайшем будущем просто прекратят свое существование.

Как итог, еще в 90-х прошлого века на некогда престижных предприятиях флотского судоремонта начался и не прекращается по сей день отток высококвалифицированных специалистов, а средний возраст работающих уже превысил 40 лет.

К тому же судоремонтные заводы № 10 и № 82, как известно, находятся в закрытых административно-территориальных образованиях, являясь здесь так называемыми градообразующими предприятиями. Угроза социального взрыва здесь становится неизбежной.

Олег АНДРЕЕВ