Корабельная сторона
Номер от 7 декабря 2004 г.

Игорь Чапля: «Многое в системе ЖКХ нам пора менять!»
Повышение качества работы городских служб ЖКХ - один из центральных и наиболее резонансных вопросов, которые обсуждаются в ходе нынешней избирательной кампании. Северодвинцы по-прежнему не могут быть довольны положением дел в городском хозяйстве. Кроме всего прочего, дело принимает и скандальный оборот благодаря утечке информации о планах определенных влиятельных сил приватизировать МУП ЖКХ.

СВОЮ ТОЧКУ зрения на то, как на деле изменить к лучшему работу в системе ЖКХ, представляет директор ТЭЦ-2, кандидат в депутаты муниципального Совета по округу №20 Игорь Юлианович Чапля.

Корр.: Игорь Юлианович, как вы оцениваете перспективы приватизации МУП ЖКХ в Северодвинске?

И. Чапля: Северодвинску пора уже вписываться в те новые процессы, которые идут в стране, но в то же время не повторяя чужих ошибок. Например, намерение приватизировать МУП ЖКХ, о котором все больше говорят, должно быть жестко пресечено. Сегодня приватизация ЖКХ только навредит городу. При полном отсутствии конкуренции монопольное предприятие, да еще и в личной собственности, получит возможность диктовать северо-двинцам свои условия без всяких гарантий улучшения качества обслуживания.

Корр.: Нельзя ли объяснить поподробнее?

И. Чапля: Улучшение качества обслуживания в сфере ЖКХ возможно лишь тогда, когда обслуживающие организации начнут работать в куда более жестких условиях, чем сейчас. То есть в конкурентных условиях. С монополистом же у нас вот что получится. Привожу очень простой пример. Марья Иванна из ЖЭКа говорит подрядчику: «Вот тебе, Василий Федулович, подряд. Нужно кровельные работы провести в этих трех домах. Сколько ты попросишь?» Василий Федулович отвечает: «Эта работа стоит 100 тысяч рублей». Тогда Марья Иванна говорит: «Хорошо. Я дам тебе 150 тысяч, но 50 тысяч, которые я дам сверху, мы с тобой поделим!» После этих слов Василий Федулович потирает руки и идет с Марьей Иванной отметить удачную сделку в ближайшее кафе-мороженое... Довольно печальная картинка для нас, потребителей услуг, получается, верно?

Корр.: Но что нужно сделать, чтобы подобные сделки за наш счет были исключены?

И. Чапля: Во многих городах России уже работают службы единого заказчика. С прошлого года такая служба работает и в соседнем с нами Архангельске. Что это такое? На базе комитета по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства в Архангельске организовано муниципальное предприятие «Жилкомсервис». Это и есть служба единого заказчика.

Корр.: Чем она занимается, за что отвечает?

И. Чапля: Эта служба полностью отвечает за обслуживание городского жилищного фонда. Во-первых, она аккумулирует все деньги, которые платятся жителями города за обслуживание жилфонда, плюс на ее счет поступают компенсационные деньги из федерального и областного бюджета по льготным категориям населения: ветераны войны и труда, инвалиды и т.д. Во-вторых, служба единого заказчика заключает договоры со всеми службами, которые занимаются обслуживанием ЖКХ: вывозом мусора, ремонтом лифтов, обслуживанием наружных сетей т.д. Причем договоры заключаются на конкурсной основе. А это означает, что годовой заказ на обслуживание домов и территорий получают именно те предприятия, которые предложили самые оптимальные расценки за свои услуги. Естественно, под гарантии качества. То же самое с материалами: хозяйству нужны краска, гвозди, провода, кровельное железо... И среди поставщиков материалов также проводятся конкурсные торги. Выигрывают на торгах поставщики, предлагающие самые выгодные условия. За счет большого объема выставленных на торги заказов происходит резкое снижение цен.

Корр.: Хорошо. Но тогда выиграть конкурс могут какие-нибудь «шурики», которые заявят самые низкие расценки и при этом обеспечат такое же низкое качество!

И. Чапля: Служба единого заказчика четко определяет параметры качества работ. И даже если какие-то «шурики» пролезут, то их быстро раскусят и аннулируют договор. А на следующий год таких «шуриков» к конкурсным торгам на пушечный выстрел не подпустят! Замечу, что о высоких гарантиях качества, которые дает конкурсная система, говорит хотя бы тот факт, что многие товарищества собственников жилья (ТСЖ) в Архангельске также напрямую заключают договоры с «Жилкомсервисом». Добавлю, что система единого заказчика уже работает в большинстве крупных и во многих средних российских городах и экономия средств жителей составляет от 20 до 30 процентов, не говоря уже о значительном повышении качества обслуживания. При этом появилась возможность провести огромное сокращение управленческого персонала, ранее работавшего в ЖЭУ.

Корр.: Так почему же у нас в Северодвинске о такой системе ничего не слышно?

И. Чапля: Потому что монополистом быть удобнее. И, как следует из вышеприведенного примера с Марьей Иванной и Василием Федуловичем, прибыльнее. Но такое положение дел действительно пора менять. Одним из приоритетов моей программы действий в случае избрания в муниципальный Совет Северо-двинска является организация у нас в городе службы единого заказчика. Я убежден, что вместе с внедрением системы конкурсного управления очень скоро последуют и перемены к лучшему в нашем северодвинском ЖКХ.

Корр.: Кстати, энергетики тоже монополисты!

И. Чапля: Поэтому-то энерготарифы жестко контролирует государство - и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации! Такую прозрачную систему, не допускающую каких-либо злоупотреблений, мы должны выстроить и в сфере ЖКХ. Считаю, что это нам по силам.

Записал Максим ИВАНОВ