Корабельная сторона
Номер от 7 декабря 2004 г.

Беда долгостроя российского судостроя
В Петербурге горел ледокол «50 лет Победы». Суеверные люди говорят: не к добру!

Атомный ледокол «50 лет Победы» строят уже много лет, точнее сказать - с 1989 года. Это, пожалуй, самый большой российский долгострой в современной судостроительной отрасли. Большой как по срокам, так и в буквальном смысле - по водоизмещению.

КОРАБЛЬ находился у достроечной стенки Балтийского завода в Санкт-Петербурге (27-я линия Васильевского острова). Сигнал о возгорании поступил на пульт дежурного во вторник, в 8.51. По предварительным данным, на палубе №3-4 из-за нарушения правил пожарной безопасности при сварочных работах вспыхнули стройматериалы. Площадь возгорания, по оценкам пожарных, составила примерно от 50 до 100 кв. метров.

Сразу после получения этой информации все рабочие, находившиеся в этот момент на борту, были эвакуированы с корабля. В тушении огня участвовали не только сотрудники заводской пожарной службы. На помощь к ним прибыли 20 расчетов Василеостровского и Петроградского районов Петербурга.

В 9.05 пожару был присвоен второй уровень сложности. Однако сбить пламя не удавалось, и уже в 9.47 сложность пожара повысили до третьего уровня. После этого еще примерно час пожарные боролись с огнем, и только в 10.49 огонь удалось локализовать.

Пострадал один человек: он надышался угарным газом. Врачи оценили его состояние как средней тяжести и госпитализировали.

Почти сразу пресс-служба предприятия поспешила заверить, что никакой опасности для окружающей среды происшествие на атомном ледоколе не представляет. Цитирую: «Ядерного топлива на корабле нет, и даже если ледокол прогорел бы до конца, ничего страшного бы не произошло».

И слава Богу, скажем мы, что ледокол, который страна в муках строит уже столько лет, «не прогорел до конца»...

Атомный ледокол «50 лет Победы» (его название при закладке - «Урал») относится к крупным линейным ледоколам типа «Арктика». Ледокол заложили на стапеле Балтийского завода в октябре 1989 года. На воду корабль сошел в самый разгар экономического кризиса в стране - это декабрь 1993 года. В связи с отсутствием финансирования строительство ледокола было приостановлено. Следом началась многолетняя борьба за то, чтобы корабль... не отправили в утиль! В стране, где любая реформа проводится по принципу «до основанья, а затем», возникали и такие идеи.

Ледокол одно время даже стал разменной картой сразу нескольких политиков, которые заявляли, что с утратой этого корабля России вообще грозит потеря своего статуса арктической державы. Соответственно были организованы петиции в Совет Федераций, а также к президентам. Президент Ельцин, к слову, не счел нужным на него отвечать.

Наконец, Балтийский завод и Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта подписали в феврале 2003 года контракт на достройку. На эти цели выделили 2,5 млрд рублей. Срок сдачи корабля - 2005 год.

К причальной стенке завода, где и произошел пожар, ледокол отбуксировали месяц назад. До этого «50 лет Победы» два месяца стоял в сухом доке Кронштадтского морского завода. Здесь проверялись многие системы ледокола, и специалисты даже вынуждены были отремонтировать гребной вал и дейдвудное устройство - одно из самых сложных в подводной части корабля. Там же, в Кронштадте, произвели покраску корпуса.

Сколько времени уйдет теперь на восстановление помещений и палуб ледокола, пока никто не берется сказать. «Возможно, нужно будет сделать только косметический ремонт, - не теряют надежд на Балтийском заводе.

Оценкой ущерба занимаются специалисты. Сам же факт происшествия в Петербурге навевает не очень оптимистичные мысли. Как правило, судьбы крупных кораблей в России, чье строительство сопровождалось ЧП, счастливыми не бывают. Шлейф различного рода аварий, поломок, а то и катастроф затем преследует их. Суеверные люди убеждены: такое не к добру. Хочется, чтобы жизнь строящегося атомного ледокола не сложилась бы по «суеверному сценарию».

Олег АНДРЕЕВ

P.S: Между тем, 3 декабря исполнилось 45 лет гражданскому атомному флоту России. Отсчет его истории ведется с 3 декабря 1959 года, когда на первенце отечественного гражданского атомного флота - атомном ледоколе «Ленин» был поднят Государственный флаг.