Корабельная сторона
Номер от 7 декабря 2004 г.

«Заполярье» и «Северная» нашли постояльцев
Их решено использовать для размещения части индийского экипажа

Шесть лет назад на баланс Севмашпредприятия были приняты два судна - «Северная» и «Заполярье». По внешним очертаниям они похожи на многопалубные пассажирские речные теплоходы, хотя в действительности к туристическому бизнесу никакого отношения не имеют: это плавказармы 688 проекта, чье предназначение - служить временным местом жительства в отдаленных прибрежных пунктах.

«Северная» и «Заполярье» до того как ошвартоваться в Северо-двинске, побывали в нескольких базах кольского побережья - Гремихе, Оленьей Губе, Гаджиево...

На каждом из таких судов водоизмещением 6500 тонн имеются 1-, 2-, 3- и 4-местные каюты, каюты-люксы, а также вместительные кубрики, всего 394 места. Предусмотрены камбуз, столовая, спортзал и даже сауна. Трюмы и холодильные камеры способны вместить месячный запас провизии, цистерны и танки - пресной воды на 15 суток, а дизельного топлива на 60. Для погрузочных работ имеется трехтонный кран...

Удобные и хорошо оснащенные суда в свое время финская фирма «Valmet» строила в большом количестве, Советскому Союзу было передано 59 плавказарм, и все они до поры до времени находили применение главным образом по линии Министерства обороны. Однако после 1991 года в связи с «разоружением» России часть из них, что называется, пошла с молотка, многие вообще закончили свой век под резаками, а еще несколько (первой из них оказалась «Векса») предприимчивые новые хозяева переоборудовали в рестораны.

Кстати, была идея и у северо-двинцев - оборудовать «Северную» и «Заполярье» в плавучие гостиницы, чтобы с началом туристического сезона использовать на Соловках. Правда, с этой затеей так ничего и не вышло.

И вот новый поворот - «Заполярье» мы встретили в плавучем доке «Красной кузницы». Сюда судно прибуксировали из Северодвинска. Как пояснили нам на предприятии, здесь плавказарме предстояло обследование подводной части корпуса перед тем, как передать судно специалистам по модернизации: в каютах «на постой» предстоит разместить часть индийского экипажа, которому надлежит принимать на Севмаше авианосец - бывший российский «Адмирал Горшков».

На «Заполярье» доковый осмотр закачивался. Судну предстояло выйти на акваторию, уже схваченную первым льдом. Доковые операции сложны и ответственны сами по себе, а в зимний период в особенности. Однако на заводе ими руководят прекрасные специалисты, такие, как главный докмейстер Альберт Марьяндышев.

Вторую однотипную плавказарму, «Северную», по словам заводчан, также должны прибуксировать из Северодвинска в архангельский док.

Олег АНДРЕЕВ