Корабельная сторона
Номер от 30 ноября 2004 г.

«...И открыть сквозной ход морем»
Под таким девизом уходили в Арктику архангельские корабли

А провожала их в неизведанные моря, как правило, Красная пристань - центр портового города на Северной Двине. Напутствовать первопроходцев Советской Арктики было своеобразной традицией времени, включавшей, помимо всего прочего, и торжественный митинг с оркестром.

Автор этого снимка засвидетельствовал один из моментов такой церемонии: с палубы «Георгия Седова» перед провожающими выступает Отто Юльевич Шмидт - «неистовый Шмидт», как его называли порой современники и за увлеченность, преданность своим идеям, и за умение ярко и эмоционально произносить речи. Рядом с ним стоит профессор Рудольф Лазаревич Самойлович, на мой взгляд, один из самых заслуженных русских и советских полярников.

Относительно даты этой фотографии. Одни утверждают, что это 20 июля 1929 года, другие говорят, что событие, мгновение которого запечатлено на снимке, происходило годом позже.

20 июля 1929-го «Георгий Седов» уходил к Земле Франца-Иосифа. Это была самая первая советская высокоширотная экспедиция. Через девять дней ее участники водрузили на острове Гукера красный флаг, чем символически и вполне официально означили принадлежность самого северного архипелага к Советскому Союзу. «Георгий Седов» вернулся 12 сентября, чтобы еще через год отправиться в новый арктический рейс. На этот раз в высокие широты Карского моря. Их в ту пору так и называли - «малопосещаемые судами».

Географические открытия последовали одно за другим. Безымянные острова тогда называли именами тех, кто шел на борту «Георгия Седова». Так на географической карте появились острова Визе, Воронина, Исаченко, Шмидта, Самойловича...

Таким было начало арктической эпопеи тридцатых годов прошлого века. Конечной целью ее было освоение Северного морского пути, или, как тогда сформулировал задачу Отто Шмидт: «Открыть сквозной ход морем от Архангельска до Владивостока». Цели достигли довольно быстро: спустя всего двадцать лет «сквозной ход» стал нормальной рабочей трассой вдоль северного фасада России.

Сегодня научно-исследовательские корабли уходят из Архангельска в Арктику без торжественных проводов. Плавание в Северном Ледовитом океане стало для ученых привычной работой, хотя малоизведанных и даже совсем неизученных акваторий здесь еще хватает. Поэтому мне немного жаль утраченной традиции.