Корабельная сторона
Номер от 30 ноября 2004 г.

Гляжу на «Запад», и сжимается сердце
«Река Двина представляет картину, которой не может не радоваться сердце русского человека и которой не найти ни в одном из русских портовых городов. Иностранные корабли уже все почти оставили нас, но на смену им явился другой громадный лес мачт... - русский, исключительно русский, без малейшей иноземной и инокровной примеси торговый флот, самородком выросший на Севере, краса и гордость беломорского края, - торговый флот наших поморов», - так писали «Губернские ведомости» в сентябре 1867 года.

КАКОЕ чувство гордости испытываешь за своих предков великороссов, читая эти строки! Полагаю, не я одна, многие архангелогородцы вспоминают то время, когда суда приходили в Архангельск круглый год, и наша красавица Северная Двина жила насыщенной и полной жизнью. Река оглашалась гудками пароходов, теплоходов, буксиров. А что же видим теперь? Иногда пробежит по Двине буксирчик или мелькнет одинокий белый парус вдали, или лодочка появится на горизонте. И тоскливо сжимается сердце от утраты былого величия реки!

На набережной вдоль реки стоят торговые, пивные палатки и шашлычные. А шхуна «Запад» на Красной пристани, установленная как символ города моряков-поморов, превращена в бесплатный туалет для любителей пива и выглядит памятником нашей «дикости».

Еще гитлеровский министр культуры Розенберг говорил: «Если лишить народ памятников истории и культуры, то в третьем поколении этот народ перестанет существовать как нация!» Так неужели мы руководствуемся этим высказыванием?

Жанна ПАРШЕВА, Архангельск