Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 25 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 30 ноября 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 30 ноября 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Cюжет из пальца

Версия для печатиОтправить статью другу
Фильмы о войне на море. Почему иногда хочется воскликнуть: «Не верю!»

На мой взгляд, теме Великой Отечественной на море в нашем кинематографе откровенно не везет. Северному флоту в особенности. Быть может, здесь сказалось предубеждение, что события войны, достойные внимания, происходили на суше, возможно, «морская тема» отпугивала иных авторов своей специфичностью, но я затрудняюсь назвать фильм, который без оговорок вошел бы в художественную летопись войны на Севере на правах, близких к классике. Разве что «Торпедоносцы» Семена Арановича...

В ОСТАЛЬНЫХ работах пристрастный зритель, а порой и обыватель, находил и находит то, чему не очень доверяет. Причины для подобных сомнений, как выясняется, разные и у каждого свои. Мне, например, больше приходится «спотыкаться» на исторических несоответствиях.

Я даже не буду касаться проблем, отчего в «киношных» кораблях и самолетах Великой Отечественной невооруженным глазом распознаются корабли и самолеты современные, а на вторых планах пытается что-то изобразить наспех мобилизованная массовка. Такого рода ляпы в нашем кинематографе, похоже, стали нормой. Есть более серьезные вещи, которые лежат на профессиональной совести сценариста, режиссера, его ассистентов и консультантов...

Замах был широким

Сегодня одной из самых известных, но, поверьте, не самых трагичных страниц войны на Севере являются события вокруг союзного конвоя PQ-17. К ним косвенно и прямо уже обращались в нашем кино. Так, в 1971-м режиссер Владимир Довгань снял на студии имени Довженко картину «Семнадцатый трансатлантический». Фильм этот в широком прокате успеха не снискал. Новую попытку отразить события лета 1942 года в Северной Атлантике предпринял режиссер Александр Котт. Премьеру его «Конвоя PQ-17» представил канал РТР в минувшем октябре.

Александр Котт - из поколения молодых российских режиссеров. Если не ошибаюсь, это его вторая полнометражная картина. Первую - «Ехали два шофера» - я видел, и мне она понравилась, чего никак не могу сказать о «Конвое PQ-17».

Замах был широким - на эпопею, типа известного озеровского «Освобождения». Претензия содержалась уже в количестве заявленных серий. И в избранных персонажах она имелась, ведь наряду с рядовыми «рабочими войны», какими являются моряки транспортов и краснофлотцы, тут и Гитлер, и Сталин, и Дениц с Редером присутствуют, как и Черчилль с лордом Адмиралтейства Паундом...

Но эпопеи не получилось. Осталось впечатление постановки уездного театра, который замахнулся на уровень столичного. Не знаю, что тому виной: неверный подбор или игра актеров, а может, иные промахи постановщика, но в фильме Черчилль время от времени напоминал мне секретаря райкома, усталый и даже обаятельный фюрер - главного инженера, а комфлота Головко - угрюмого домоуправа. Да и портретное сходство, которое всегда ищет в исторических фигурах обыватель, здесь же, напротив, - несходство, просто удручало.

Операторская камера, зажатая боязнью «выдать» на втором плане какую-нибудь современную деталь, батальные эпизоды лишенные ритма (компьютерная графика здесь не в счет), поступки без мотивации, до раздражения затянутый киноряд - это из общих впечатлений. Но самое главное даже не в этом...

Читайте, господа!

Создатели картины пошли точно по наезженной колее повести Валентина Пикуля. Но его «Реквием каравану PQ-17» был написан еще в 1970-м, когда далеко не все было установлено с позиций факта. К тому же известные политические шоры мешали объективно разобраться в истоках многих наших трагедий.

Полагаю, и сам Валентин Саввич это понимал, если во вступлении к «Реквиему» написал: «Немыслимо отразить всю полноту описываемых событий, и потому более подробную картину судьбы PQ-17 читателю следует искать в специальных работах»...

Собственно, главная ошибка создателей сериала, на мой взгляд, кроется именно в этом: специальных работ по теме, а их на сегодняшний день предостаточно, они не прочли.

Иначе они наверняка избежали бы серьезных неточностей, например в эпизодах потопления реального советского транспорта «Ижора». Или же в эпизодах погрузки золотых слитков на реальный крейсер «Эдинбург». Иначе не резали бы глаз мифическая трехзначная нумерация сторожевых кораблей Северного флота, субординационные нелепости, ряд бытовых деталей госпитального быта...

Ну и потом: Герой Советского Союза Лунин в ушанке, с которой он, похоже, не расставался даже в бане... Матрос упражняющийся в горловом песнопении в самый разгар боя... Нельзя же давать волю фантазиям до такой степени!

Безусловно, у художника есть право на вымысел. Ему дозволено придумывать героев, наделять их характерами, в конце концов, ему не возбраняется и вымышленная ситуация, но у него никогда нет права выдавать свои художественные фантазии за исторический факт. В сериале, к сожалению, так и произошло.

Версия лорда Паунда

Десятилетиями трагическая развязка в истории с конвоем PQ-17 в нашей стране трактовалась как следствие коварных замыслов англичан. Не ошибок либо просчетов их высшего военно-морского руководства, а именно предательства. При жестком идеологическом противостоянии в «холодной войне» подобный взгляд в прошлое стал догмой.

Но мир меняется. И оценки историков тоже. Те, кого интересовала истина, сочли нужным выслушать и англичан, тем паче изучению Второй мировой на море они уделили много больше внимания, нежели наша историография.

И в самом деле, чем мог руководствоваться адмирал Паунд, осмеянный как последний трус, когда отдавал приказ - «Крейсерам на полной скорости отойти на запад. Конвою рассредоточиться»?

Версий несколько. Одна из них о плане Паунда. Расчет был таков: пока «Тирпиц» гоняется по океану за отдельными транспортами, мощное, превосходящее немцев соединение адмирала Тови и подошедшие с востока крейсера из охранения PQ-17, отрезают фашистов от баз в Норвегии и обрекают «Тирпиц» на верную гибель в прямом столкновении.

Но все ли и всегда можно просчитать до конца?!. Командир «Тирпица» рассчитывал на полную скрытность, и когда понял, что обнаружен, повернул в базу. Кстати, тоже ведь можно сказать, испугался. После этого PQ-17, оказавшийся без ушедшего охранения, был растерзан подлодками и авиацией. Выходит, ради уничтожения «Тирпица» Паунд рисковал конвоем? Да. Бывает ли война без риска? Нет. Тогда - тактический просчет англичан? Да. Но никак не злобный стратегический умысел навредить своему союзнику...

Избранная авторами нового фильма вариация повествования - «по мотивам повести Пикуля» давала возможность уйти от прямого следования литературному произведению с одиозной трактовкой событий 1942 года. Они ею не воспользовались. А жаль, ведь объективность не вредила еще ни одному историческому фильму.

Маринеско Заполярный

В итоге, испытав разочарование от очередного толкования «по мотивам Пикуля», самые последние новости из мира «кино про войну» я уже читал с нарастающим чувством тревоги. И вот почему...

В Полярном закончились съемки очередного фильма о подводниках Великой Отечественной. 17 ноября в Мурманске его создатели дали пресс-конференцию.

Первое. Режиссер сообщил общественности, что будущую картину «можно отнести к военно-патриотической драме, в которой есть место военным рейдам моряков на подводных лодках, жизни в тылу в годы Великой Отечественной войны, личным взаимоотношениям героев и любви»... По сути, сказал обо всем и ни о чем, ведь о «военных рейдах моряков» и о «личных взаимоотношениях героев и любви» рассказывал, рассказывает и будет рассказывать любой фильм о воюющем флоте.

Далее выяснилось, что окончательного названия для фильма пока нет. Что ж, бывает. Закавыка в другом: оказывается, авторы хотели было назвать его «Капитан», но тут консультанты вовремя объяснили им, что на подводных лодках капитанов нет, а есть... командиры. (!!!) Простите, но если уж такие элементарные вещи консультанты вынуждены объяснять людям искусства, имеющим на руках не литературный, а уже съемочный сценарий, дело, похоже, пахнет дилетантством...

В общем, они остановились на рабочем названии - «КМ - командир Маринин». Слышите созвучие? Не ошиблись: прототипом главного героя в фильме стал Александр Маринеско, служивший, как известно, на... Балтике. На вопрос же, отчего решили снимать фильм среди заполярных сопок, оператор Арчил Ахвледиани ответил: «Небо у вас сказочное, я такого не видел...»

О стоимости проекта кинематографисты на пресс-конференции промолчали. Сослались на коммерческую тайну. Но, думается, деньги крутятся немалые, если имелась возможность из-за сказочных красот неба отправить в Заполярье съемочную группу. На целых пять месяцев!

Но главной трудностью при съемках, опять-таки по признанию кинематографистов, стала «закрытость отдельных представителей флотского командования». Цитирую: «командиры Северного флота препятствовали съемочной группе».

Ох уж эта пресловутая «закрытость»! Что обычно подразумевается под нею? Это когда пугливые воины Отечества нашего шарахаются от журналистов и работников кино. Шарахаются от греха подальше, памятуя о перспективе спокойной выслуги и классическом самодурстве начальства. В итоге же - до боли знакомые российские - «не велено» и «не пущать!»

Не хочется оказаться пророком, но есть опасения, что упомянутая на пресс-конференции «закрытость» защитников наших северных рубежей также повлияет на качество творения. Хотя консультант полковник Олег Адамов заявил, что «пришлось много поработать над сценарием, и благодаря этому фильм получился реалистичным».

Хочется верить полковнику Адамову, но одно к одному, и фильма «Командир Маринин» я жду с опаской, все же надеясь, что создатели этой кинокартины о моряках Великой Отечественной не высосали ее сюжет из пальца.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   SOS прошлой недели  |  Сом-рекордист  |  Утонул трактор  |
Политика   Госдума приняла закон  |  У всех на устах  |
Мир   Послания Нельсона с чердака  |  Военное обозрение  |
Северодвинск   «Ядерное окно» в Европу  |  Федеральный заказ Севмаша  |  Прощай, голландский «Damen»?  |
Россия   Дельфины держат оборону  |  «...И открыть сквозной ход морем»  |  Информация с верфей  |  Вести из портов  |  Гляжу на «Запад», и сжимается сердце  |  На крыльях «летучей мыши»  |  На морских широтах  |  Cюжет из пальца  |  Путевки на флот  |  Водолазы дали воду Котласу  |  «Ангара» стартует из тайги  |  Рыбацкий меридиан  |  Вести Мурмана  |  Теплоходы заменили буксирами  |  Есть миллион!  |  Полярному адмиралу  |  Юбилейный груз «Замоскворечья»  |  Рано еще на зимний отстой  |  Ледостав наверстывает  |  С бригады на эскадру  |  «Михаил Сомов» зазимовал на Бакарице  |  «Урок мужества» на борту  |  Бегущая строка  |  Морская эпопея «черного берета»  |
Общество   Ледяная рыба с крайнего юга  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Ноябрь 2004
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com