Корабельная сторона
Номер от 30 ноября 2004 г.

«Ядерное окно» в Европу
Экологические проблемы стали темой консультаций с общественностью города

Произошло это в ДК острова Ягры в рамках программы «Ядерное окно» экологического партнерства «Северное измерение». Обсуждался конспект мастер-плана, определяющего общие стратегические направления международного сотрудничества по утилизации российских атомоходов.

Гостями и едва ли не главными героями слушаний стали представители Европейского банка реконструкции и развития Оливье Пиллар, Элизабет Смит и Марк Герчиков - от них в немалой мере зависит зарубежная финансовая поддержка проектов, осуществляемых на Северо-Западе России, и конкретно на предприятиях ГРЦАС.

Поддержка эта как никогда актуальна. 25 страниц доклада, подготовленного для слушаний, содержат вопиющие факты. Так, «ни одна из 117 выведенных из эксплуатации в Северо-Западном регионе АПЛ не утилизирована в полном объеме»: площадки для длительного берегового хранения реакторов еще не созданы. По данным Росатома, «для завершения работ по утилизации российского атомного флота до 2010-2012 гг. потребуется около 4 миллиардов долларов. Из бюджета РФ выделяется по 70 миллионов долларов в год... Работы могут затянуться на 40-50 лет, что совершенно недопустимо...» И лишь средства США, Норвегии, Англии, Франции, Канады позволили провести работы на значительной части из 23 утилизированных на «Звездочке» АПЛ. В итоге если ранее на акватории города находилось более 30 реакторов с невыгруженным топливом, то теперь их число сократилось более чем втрое; работы проводятся на самом высоком технологическом уровне.

Главное внимание на слушаниях уделялось, конечно, местным проблемам. Среди них на «Звездочке» особо выделяют три. Это, во-первых, необходимость реконструкции ягринского моста: его техническое состояние приводит к задержкам в работе и иным дополнительным проблемам, хотя безопасность при перевозках ядерного топлива и гарантируется; возможное же повреждение приведет к полной остановке работ по утилизации на «Звездочке». Вторая серьезная проблема - атомный крейсер, еще недавно носивший имя адмирала Ушакова, ныне ожидающий утилизации. Пятилетнее стояние у причальной стенки с невыгруженной активной зоной реакторов не лучшим образом сказывается на состоянии корабельных систем. Между тем ни на «Звездочке», ни где-либо еще не приходилось «резать» крупные надводные корабли с ядерной установкой, технологии не разработаны, не ясны даже общие вопросы хранения реакторных отсеков такого типа. Необходимы срочные исследования - и опять же все упирается в безденежье. И в-третьих, построенное 40 лет назад хранилище твердых радиоактивных отходов на «Звездочке» не отвечает современным требованиям и тоже нуждается в реконструкции. Выступавшие - в их числе представители Рос-атома и различных НИИ РАН - указывали, что эти проблемы за-служивают того, чтобы рассматривать их среди наиболее важных. В конце концов, ГРЦАС находится в сердце мегаполиса с населением немногим менее миллиона! (Для сравнения: из 21 мероприятия, признанного в мастер-плане наиболее приоритетными, 19 приходится на объекты Мурманской области.)

Гости из ЕБРР были европейски корректны, говорили северянам комплименты - вероятно, искренние: тот же г-н Пиллар - бывший флотский офицер и может оценить уровень проведения работ на «Звездочке». И все же за любезностью чувствовалась жесткость. Открыто прозвучало, что в рамках обсуждаемого мастер-плана речь идет о сотнях проектов и возможно, что те, которые представляются наиболее важными в Северодвинске, такими не являются... И все же будем надеяться, что перед нами лишь осмотрительность деловых людей, которые смогут понять всю важность наших проблем - не только для нас, но и для всей Европы.

Внушает надежду и обещание регулярно информировать общественность о ходе работ.

Алексей ЯНИН

P.S. Многие корабелы, вероятно, со смешанным чувством воспринимают такие контакты. Можно догадываться, каково на средства «вероятных друзей» резать построенные здесь же, в Северодвинске, порой еще молодые корабли! И все же правда такова, что без помощи с Запада современной России не справиться со сложнейшими «атомными» проблемами последнего десятилетия. В том числе вызванными ускоренным выводом кораблей из боевого состава.