Корабельная сторона
Номер от 22 ноября 2004 г.

«Британия» Коатеса Сигурда
Точная копия королевской яхты помогает выжить соломбальской судоверфи

Соломбальская судоверфь переживает не лучшие времена. Эпоха перемен сломала экономику предпрития. Ельцинские реформы здесь до сих пор клянут самыми последними словами. Именно в ту пору дикой приватизации оборвались связи с заказчиками, воцарилась безработица, стали разбегаться специалисты.

Ситуация в лучшую сторону меняется медленно, озабоченного гендиректора Евгения Ватлецова трудно застать в кабинете, с утра до вечера утрясает проблемы в цехах.

И все же просвет появился: верфь начала строить небольшие суда из полимерных материалов. Это новое направление в работе предприятия, ранее специализировавшегося на строительстве маломерных судов из дерева. Проект осуществляется в рамках сотрудничества стран Баренц-региона. В нем участвуют Архангельская и Мурманская области, координатором выступает норвежская компания «Storvik and Co».

В начале ноября корабелы сдали заказчику ООО «Сияние» два первых мини-траулера из пластика. Они ушли в Мурманск, где будут использоваться для прибрежного лова. Строятся на верфи ялы и шлюпки из полимеров для морских учебных заведений страны. Норвежцы пригнали на реставрацию старинное промысловое судно.

И все же сохранилось и держится производство, по признанию самих корабелов, благодаря заказу и финансовой поддержке норвежского бизнесмена Коатеса Сигурда. У себя на родине он занимается бизнесом, связанным с изготовлением и поставками электрооборудования. А яхты - любимое увлечение. Оно и привело его десять лет назад на соломбальскую верфь. Узнав, что уникальное производство в простое, терпит крах, норвежец купил контрольный пакет акций. Став владельцем предприятия, решил реализовать давнюю мечту - построить точную копию знаменитой английской яхты «Британия».

Отсчет истории этого парусника начался в 1893 году. Он был построен для сына королевы Виктории, Эдуарда, принца Уэльского, наследника английского престола. Яхта была одной из самых быстрых в то время. К примеру, в1895 году экипаж выиграл 38 из 50 гонок. Спустя два года «Британия» была продана Ж. Л. Джонстону из Кингзвуда, который использовал ее как круизное судно. Но в 1902 году яхта вернулась в королевскую семью и восемь лет служила Эдуарду VII для прогулок, изредка принимая участие в прибрежных парусных гонках. Потом она отошла королю Георгу V. Это был последний владелец белопарусной красавицы. 9 июля 1936 года после смерти Георга V «Британию» затопили - такова была предсмертная монаршая воля. Так закончилась история яхты, прототип которой воссоздается на соломбальской судоверфи.

- Я оставил прежнюю работу, когда узнал об этой идее, - говорит мастер стапельного участка Владимир Кононов, - прошел конкурсный отбор, и вот уже почти десять лет занимаюсь этим проектом.

Сейчас яхта окружена лесами, укутана в полиэтилен. Приоткрыта только роскошная пластиковая корма кремового цвета, отливающая золотым именем «Британия». Спустились вместе с Кононовым внутрь. В носовой части находится каюта для четырех членов экипажа. Следующий отсек занимает штурманский состав. В просторном помещении камбуза идет монтаж оборудования. Ближе к корме расположено гостевое помещение, в нем двухспальные места для семейного отдыха. Каюта хозяина яхты расположена в самой корме, она представляет собой кабинет-гостиную.

- Яхта - точная копия оригинала, - поясняет конструктор верфи Александр Рюмин, - даже вместо штурвала установлен румпель. Длина ее 37 метров, ширина 7, осадка - 4м 80 см, площадь парусов - более 1000 кв. метров.

Сейчас яхта практически готова к плаванию. Этой осенью Коатес Сигурд намеревался перегнать ее в Норвегию. Но не нашлось мощного крана, чтобы извлечь 160-тонное судно из цеха. Поэтому спуск на воду отложен до весны.

Алексей ГУНДОРОВ