Корабельная сторона
Номер от 9 ноября 2004 г.

Подводные братья Антанты
Проводим расследование «легенды» фотоснимка

В выпуске «Корабельной стороны» за 19 октября под рубрикой «Ваш старый альбом» мы опубликовали снимок из домашнего архива семьи архангелогородцев Антуфьевых, на котором фотограф времен I Мировой войны запечатлел группу офицеров на рубке подводной лодки.

ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫМ для нас оказалось то, что два из них облачены в форму Королевских Военно-морских сил Великобритании. Единственное, в чем мы были точно уверены, так это в том, что снимок был сделан на Балтике. Мы попытались в меру возможного уточнить историческую «легенду» этого фотодокумента и за помощью обратились к северодвинскому инженеру Александру Кузнецову, который много лет увлеченно занимается историей русского флота и справедливо может быть назван знатоком этой темы. Вот его комментарий:

- К сожалению, формат снимка не позволяет определить с абсолютной точностью, какая именно лодка попала в кадр. Однако, по наличию зенитного орудия за ограждением рубки, по архитектуре выдвижных устройств и обводам самой рубки можно достаточно уверенно говорить, что это и лодка типа «Барс». Лодки этого типа строились на Балтийском заводе в Петрограде и в Ревеле на заводе «Ноблесснер». Первыми в 1915 году вступили в строй лодки Балтийского завода: «Барс», «Вепрь», «Гепард» и «Волк». Но здесь нужно учитывать, что зенитное 37-мм орудие на них появилось уже после 23 декабря 1916 года. Снимок же, скорее всего, был сделан летом-осенью 1916 года. К этому времени в состав флота вошли лодки, построенные в Ревеле: «Львица», «Пантера», «Рысь» и «Тигр». Но только на первых двух зенитные орудия были на момент сдачи флоту. Поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что это либо «Львица», либо «Пантера».

По поводу англичан, которые присутствуют на снимке... В течение первого года Первой мировой войны у России на Балтийском море не было больших мореходных подводных лодок, а оборону столицы и побережья со стороны моря обеспечивали минные заграждения и подводные лодки, построенные в период с русско-японской войны до 1911 года. Ввиду невозможности быстро ввести в строй новые корабли собственной постройки, и того что Германия развернула широкое строительство подводных лодок, Россия добилась согласия английского правительства на передачу Балтийскому флоту 10 подводных лодок типов «Е» и «С». Так в составе русского Балтийского флота появились боевые корабли с моряками-англичанами...

В заключение добавим - в домашнем альбоме семьи Антуфьевых сохранился еще один снимок, который был сделан на Балтике в Первую мировую войну и, как мы полагаем, будет любопытен краеведам своей раритетностью. Его сделал неизвестный фотограф с рубки подлодки, выходящей в море в сопровождении эсминцев.

Олег АНДРЕЕВ