Корабельная сторона
Номер от 9 ноября 2004 г.

Эскадра идет в пампасы
Оказывается, многие абсолютно сухопутные государства имеют собственные военно-морские силы

Насмешливая поговорка «Подводная лодка в степях Украины» на самом деле не является чем-то исключительным. Да и Украина - полноправная флотская держава. А вот Монголия тоже степями богата.

ДО МОРЯ от них скакать и скакать. Тем не менее это государство имеет под своим флагом свыше 260 торговых судов. Это стало возможным благодаря политике удобного флага, которая осуществляется в стране. ВМС насчитывают целых семь человек, составляющих экипаж буксира «Сухэ Батор». Этот корабль был подарен еще в 1938 году советской стороной. И по сей день он находится на озере Ховсгол. При этом монгольские степные военные моряки никогда не воевали.

Никогда не воевали и их коллеги - военные горные моряки из Швейцарии. Флот этого европейского государства насчитывает несколько катеров. По идее, они должны нести службу в акватории Женевского озера и озера Констанц. Но, как отмечают наблюдатели, катера по большей части стоят у причалов - воевать с кантонами никто не собирается, а патрулирование осуществляют полицейские.

У палестинцев другая картина. Море у них как бы есть. Есть и моряки, расквартированные в Иерихоне, Hаблусе и Вифлееме. Но у них после налетов израильской авиации больше нет ни одного корабля. Матросы вынуждены, что называется, мотать портянки.

Обозреватель «Коммерсанта» Вячеслав Белаш привел интересные наблюдения. Оказывается, иметь военные эскадры - дело престижное для многих государств. Так, властям королевства Лаос до третьей четверти прошлого века был важен сам факт существования флота. Его бое-способность их занимала мало. И только после свержения короля Лаос с помощью Вьетнама и СССР создал нечто боеспособное. Сейчас три десятка катеров несут службу на реках.

Моряки Руанды также располагают небольшим флотом - до десятка легких катеров. Но повоевать им довелось вдоволь. Они поддерживали боевиков Конго и держали в страхе побережье озера Киву. Много воевали и моряки Бурунди. Они на своих десяти катерах выслеживали боевиков в акватории озера Танганьика. Однако лучшими среди сухопутных государств Африки эксперты называют военно-морские силы Малави. Они имеют три патрульных катера и одну амфибию на воздушной подушке. ВМС Малави насчитывают 225 человек.

Еще более крупные ВМС имеют сухопутные страны Латинской Америки. Среди них специалисты называют Парагвай и Боливию. Их можно смело вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Как сообщает тот же обозреватель «Коммерсанта» Вячеслав Белаш, это единственные страны без выхода к морю, которые вели между собой войну с использованием военно-морских сил. Однако флот Парагвая, по мнению специалистов, скорее напоминает музей. Самый новый корабль был построен в 1980 году в Бразилии. Четыре из шести других были построены до середины прошлого века, а самое старое вошло в состав ВМС еще в 1908 году.

И наконец, «Армада Боливии» - один из самых сильных военных флотов стран, не имеющих выхода к морю. Он даже упоминается в справочниках. В составе действующих здесь 73 корабля. В основном это патрульные катера. Флагман - «Освободитель Боливар». Он базируется в Аргентине.

Максим СТЕПАНОВ