Корабельная сторона
Номер от 9 ноября 2004 г.

«Пиранья»: звучит заманчиво
Франция хочет присоседиться к России в строительстве сверхмалых субмарин

Это сообщение из уст представителя французской делегации на Международном военно-морском салоне «Евронаваль-2004» прозвучало как гром среди ясного неба. Франция намерена совместно с Россией строить сверхмалые дизель-электрические подводные лодки типа «Пиранья».

ОБ ЭТОМ, если верить словам того же французского эксперта, даже были проведены переговоры с представителями компании «Рособоронэкспорт». Информационные агентства развивают тему: «Предполагается, что в случае одобрения правительством Франции этого проекта кораблестроительные предприятия двух стран будут совместно строить сверхмалые подводные лодки на основе научно-технического задела, имеющегося у санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», и продвигать их на рынки тех стран, с которыми Франция ведет военно-техническое сотрудничество. Как полагают эксперты, это могут быть страны Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, заинтересованные в контроле и защите своих прибрежных акваторий».

Отдельные наблюдатели даже поспешили очертить радужные перспективы для российского неатомного подводного кораблестроения. Мы попробуем взглянуть на этот вопрос под несколько иным углом. Французы на мировом рынке неатомных субмарин занимают достаточно большой сегмент. Рынок, грубо говоря, делят Германия, Франция, Россия и все остальные. Германия предложила в послед-нее время новые проекты 212/214. К тому же ее разработки по воздухонезависимым пропульсивным системам позволяют говорить о возможном в ближайшее время серийном строительстве подводных кораблей нового типа и модернизации ранее построенных лодок. Россия начала серийно строить подлодки четвертого поколения проекта 677/1650. Наша анаэробная система проходит испытания и также близка к запуску в серию. А французы ничего аналогичного предложить не могут. Их, в общем-то, хорошая лодка «Агоста» дороговата и в обозримом будущем не сможет конкурировать с немецкими и российскими новостроями. Французам нужен технологический прорыв. И тут читаем: «В конструкции российско-французских сверхмалых подводных лодок могут быть использованы новые технические решения, накопленные за последние годы. В их число входит и воздухонезависимая энергетическая установка, созданная в СПМБМ «Малахит», позволяющая существенно повысить продолжительность нахождения лодки в подводном положении».

Прочитаем между строк: французы, освоив российские технологии в конструировании и строительстве «водородных батареек», приспособят их под собственные проекты. Потом можно будет посетовать, дескать, франко-русские «Пираньи» не пошли. Извиняйте. Теперь табачок врозь пойдет. Да и как могут быть приспособлены чисто диверсионные лодки сверхмалого водоизмещения для многонедельной службы по предотвращению террористических угроз? Сказки это. Правда, сами французы настроены решительно. Соответствующие разрешительные документы французской стороной могут быть подписаны до конца ноября.

Владимир ВОЛОДИН