Корабельная сторона
Номер от 2 ноября 2004 г.

Наш винт далеко пойдет
Начинали делать «северодвинские» винты на Севмаше, но в 1964 году производство передали на «Звездочку». Производительность тогда составляла до 1200 винтов в год. Это почти полностью покрывало потребность в них СССР и стран СЭВ.

В НОЯБРЕ 1974 года в новое здание цеха гребных винтов пришли рабочие. Еще до приемки госкомиссией цеха в эксплуатацию здесь уже успели изготовить 2 гребных винта по заказу Навашинского судостроительного завода. Это был первый случай за всю послевоенную историю, чтобы еще не принятый в эксплуатацию цех производил и отгружал заказчику свою продукцию.

В те годы основную работу выполняли рубщики, которых было в цехе 50-60, а не 20, как сейчас. Старожил цеха А.И. Легостаев вспоминает, как в конце 60-х годов был установлен своеобразный рекорд по рубке металла. Уникальный специалист Иван Харитонов за смену срубил 28,5 кг металла, когда в среднем рубили 10-15. В те же годы на «Звездочке» изготовлен и винт для первого атомного ледокола «Арктика».

За прошедшие годы производство сильно изменилось. Геометрию современных винтов создают уже фрезерными станками, а рубщикам остается наведение «лоска». Несопоставимо возросла и сложность винтов по конфигурации. Постепенно участок гребных винтов вырос в целое винтообрабатывающее производство.

Положение 1995 года можно было охарактеризовать так: простаивающие мощности, отсутствие серьезных заказов, неверие людей в перспективы. Но уже следующий год стал переломным. В марте был подписан первый контракт с иностранным заказчиком, финской компанией ABB. А далее с 1996 по 2000 год производство заключило 12 контрактов на поставку продукции общим весом 950 тонн.

В 2002 году впервые были изготовлены два винта-богатыря весом по 70 тонн каждый и диаметром 7,8 метра. Причем эти уникальные винты прошли на предприятии полный производственный цикл, начиная от теоретического проекта. Силами ягринских специалистов была осуществлена и их сборка в Японии на верфи Sumitomo. Сборку и обслуживание своих винтов бригада со «Звездочки» проводила и в других уголках мира: Италии, Финляндии на Багамских островах.

Северодвинская «Звездочка» внесла свой вклад и в афинскую Олимпиаду. Круизный лайнер «Westerdam», на котором жили гости Олимпиады, имеет винто-рулевую установку «Азипод», а на ней винты с ягринской маркой «Морж».

В новых важных задачах северодвинцев - выход на корейский рынок, так как перемещение туда заказов на строительство судов - устойчивая мировая тенденция. Сегодня у нашего производства есть реальные успехи и в этом направлении.

Недавно руководитель производства Николай Шорохов и инженер по маркетингу Александр Ильинцев вернулись с ежегодного собрания поставщиков АВВ в Финляндии, и не с пустыми руками. Во-первых, у «Звездочки» появилось два корейский партнера - «Hуiday» и «Samsung Heavy Ind.», что позволит получать «азиатские» заказы, а освоение хотя бы 5 процентов рынка гребных винтов в Китае и Корее обеспечит производству полную загрузку.

Вторая хорошая новость - ягринцы будут участвовать в проекте «Норильского никеля». Он строит серию из пяти контейнеровозов ледового класса. Контракт на поставку винта и запасных лопастей первого из них «Звездочка» уже подписала, и он будет не последним в этом году.

Елена КОРОСТЕЛЬ