Корабельная сторона
Номер от 19 октября 2004 г.

Синдром «Chicoutimi»
Канадские подлодки в море больше не выходят

Как уже сообщала «Корабельная сторона», во вторник, 5 октября, на канадской дизельной подводной лодке, находившейся в Атлантическом океане, возник пожар. Экипажу удалось самостоятельно справиться с огнем до прибытия помощи. Пострадали девять человек. Лейтенант Крис Саундерс скончался в ночь на 7 октября во время его эвакуации вертолетом в больницу города Слиго на северо-западе Ирландии.

ВПЕРВЫЕ часы информационные агентства говорили о происшествии как о не очень значительном. Сообщалось о троих надышавшихся дымом и о том, что помощь прибудет незамедлительно. Но прошли сутки-другие, и стало известно, что лодка дрейфует самостоятельно, поскольку спасательные корабли не могут пришвартоваться к ней из-за волнения. Стало известно, что дизели на лодке запустить не удается. Работает только аварийное освещение. Потом подошли сообщения, что пострадавших уже девятеро, а один человек скончался. Российские наблюдатели отметили, что информирование общественности об аварийной ситуации происходит абсолютно в том же ключе, что и в отечественном флоте. Только никто из западных и российских СМИ не кричал о вранье канадских и британских адмиралов. Зато начали дружно подсмеиваться над канадцами за то, что те купили у Альбиона утиль.

Все четыре борта проекта были построены в Великобритании в конце восьмидесятых - начале девяностых годов и находились на службе британских ВМС вплоть до 1994 года. В то время они относились к классу Type 2400 «Upholder» («Сторонник»). Интересна история их появления. После того как королевский флот был укомплектован подлодками класса «Oberon», которые позднее были проданы Канаде, британское правительство приняло новую оборонную программу. По ней флот должен состоять только из атомных лодок. Но тут выяснилось, в Великобритании всего одна верфь, «Vickers Shipbuilding», способна строить атомные субмарины. На все про все уходило восемь лет. А тут и срок службы «Оберонов» начал подходить к концу. Что делать? Чем заполнить разрыв? Британцы поступили просто. Они разместили заказ на ДЭПЛ нового поколения. Подлодки класса «Upholder» унаследовали все лучшее от своих предшественников. Кроме того, они получили новейшие технологии, разработанные под атомные субмарины. Всего планировалось создать восемнадцать новых лодок, причем последние должны были иметь увеличенный корпус и новую гидролокационную систему. Однако в 1993 году их строительство было прекращено. А год спустя прекратилась и эксплуатация построенных лодок проекта.

Ненужные лодки были предложены Канаде, благо опыт подобных сделок у обоих государств уже имелся. Канадцам очень хотелось обновить свой подводный флот. К тому времени мировой рынок неатомного подводного кораблестроения был достаточно развит. Германия, Франция, Израиль могли предложить хорошо зарекомендовавшие себя проекты. Однако по экономическим соображениям канадцы долгое время не могли сделать выбор. Выбор в конце концов пал на давнего партнера. В 1998 году были приобретены все четыре субмарины класса «Upholder» и приглашены британские специалисты для обучения экипажей. Помимо этого был подписан контракт с компанией «BAE Systems» на переоборудование подлодок и доводку их под канадские стандарты. В Канаде покупку обозначили как класс «Victoria».

Что эти лодки из себя представляют? Корпус изготовлен из высокопрочной стали и покрыт снаружи пластинками из эластомера для уменьшения акустической заметности. Субмарины в виде классической формы слезы имеют следующие размеры: длина - 70,3 м, ширина - 7,6 метра. В погруженном состоянии водоизмещение составляет 2500 тонн. Максимальная глубина погружения достигает двухсот метров. Довольно большой диаметр корпуса позволил разместить в нем две палубы. На нижней располагаются каюты для экипажа, столовая и аккумуляторные батареи силовой установки. Все вооружение находится в носовой части верхней палубы. Подводные лодки класса «Victoria» получили усовершенствованные системы спасения и эвакуации. Применение современной автоматики, в частности автопилота, позволило отказаться от большого числа персонала. На борту могут находиться 48 членов экипажа, включая семь офицеров, а также еще пять человек наблюдателей или курсантов. Специальной программой канадского правительства предполагалось, что на «Викториях», как наиболее комфортабельных субмаринах, смогут служить женщины.

Для арктических операций на «Викториях» предполагалось в дальнейшем установить независимые от воздуха пропульсивные системы. Хотя и при обычной комплектации канадских подлодок продолжительность их патрулирования составляет 56 суток.

Заявленные высокие характеристики лодок, по идее, должны были заметно укрепить канадский подводный флот. Однако практика эксплуатации выявила много неприятных моментов. Были обнаружены трещины в клапанах двигателей и трубопроводах. Сама идеология использования модернизированных лодок как неких подводных полуавтоматов с сокращенной численностью экипажа ставилась под сомнение, поскольку часто возникающие мелкие поломки требуют несения постоянных вахт людьми.

Пожар на «Chicoutimi» еще раз заставил задуматься о надежности лодок, построенных в Великобритании. Совсем недавно были серьезные происшествия с британскими атомными субмаринами класса «Трафальгар». Экипаж одной даже отказывался выходить в море. Понимая всю ответственность положения, командование канадских ВМС оставило все свои подлодки в базах до выяснения причин аварии. По всей видимости, подводники без моря останутся надолго. Их российские коллеги, соболезнуя родственникам погибшего лейтенанта, в то же время восхищаются мужеством канадцев. Они сумели потушить пожар и отстояли свой корабль. Такие поступки ценятся на всех флотах.

Владимир ВОЛОДИН