Корабельная сторона
Номер от 19 октября 2004 г.

Беломорские грани алмазов
Им пророчит успешное будущее ярославский ювелир

Полгода назад Алексей Растрепин - ведущий специалист ярославской ювелирной фирмы «Палау», даже представить не мог, что ему доведется заниматься запуском ювелирного производства на судоремонтном предприятии в городе на берегу Белого моря.

НЕСКОЛЬКО лет назад молодые супруги Мария и Алексей Растрепины приняли решение освоить профессию ювелира. Обучение проходили в знаменитой художественной мастерской села Красное под Костромой. Через год Алексей уже работал в экспериментальном цехе центра «Русские ремесла». Позже самостоятельно освоил профессию гравера. Здесь ему довелось работать над изготовлением таких уникальных вещей как высшие регалии нашего государства. Через некоторое время он перешел в ювелирную фирму «Палау», откуда был направлен в командировку на северодвинскую «Звездочку».

Сегодня можно сказать, ювелирное производство «Звездочки» встает на ноги, и Алексей Растрепин делится впечатлениями от пребывания в Северодвинске.

- Представляете мое удивление, когда директор нашей фирмы сообщил, что предстоит обучить всему циклу современного ювелирного производства группу со «Звездочки». С какой еще «Звездочки»? Подумал, может быть, это новая ювелирная компания? Оказалось, судоремонтный завод в Северо-двинске. Удивился еще больше: какая связь между подводными лодками и ювелирным делом? Потом уже узнал, что с апреля 2000 года на «Звездочке» работает собственное производство по огранке алмазов. По своему качеству эти изделия ничуть не уступают знаменитым смоленским, с завода «Кристалл». Позже дирекция завода поставила задачу: наладить выпуск собственной ювелирной продукции с бриллиантами.

То, что задача не из легких, понял, впервые увидев учеников со «Звездочки», которые приехали в Ярославль. До этого они и понятия не имели, как и откуда в ювелирных магазинах появляются эти маленькие блестящие вещицы из серебра и золота. Несмотря на подбадривающие слова, ребята на первых порах все же приуныли. Слыханное ли дело: за два месяца освоить новую профессию! Да еще не просто какую-то, а особо ответственную: работать-то придется с драгоценными металлами. Контроль и учет здесь двойной: и в качестве, и в количестве. В случае сверхнормативных потерь спрашивается по всей строгости.

Но, как гласит народная мудрость, глаза боятся, а руки делают. И с самого начала обучения закипела работа. С первых дней наряду с теорией начались практические занятия, изготовление и обработка ювелирных изделий из серебра. Сначала многое не получалось. Были и безнадежно испорченные изделия, и огромные мозоли на женских ладошках, и разочарования, и даже слезы в девичьих глазах. Но мозоли заживали, слезы высыхали, а разочарование сменялось упорством, и на моих глазах из бывших огранщиков, слесарей, энергетиков рождались ювелиры.

Начиная со второй половины срока обучения задачи усложнились: вместо серебра ученики стали обрабатывать золото. Опыт уже был, и от прежних страхов почти не осталось следа. Эта часть обучения пролетела быстро, но с толком и пользой. На квалификационной комиссии все защитились и получили рабочие разряды.

По окончании обучения, когда я прощался с молодыми специалистами, директор меня и огорошил: «Поедешь в командировку в Северодвинск, будешь запускать производство».

Приехав, был крайне удивлен, так как встретил здесь совсем не то, что ожидал: молодой город, красивые пейзажи, пляж на Яграх и не такое уж и холодное море. Вот тебе и Север!

На этом мое удивление не закончилось. Удивил завод с громадами цехов. Удивили силуэты кораблей на заводской акватории, рассказы о частых визитах высоких гостей из России и зарубежья. Но самое большое впечатление произвели люди, работающие на предприятии. С первого дня меня поразило, что в наше тяжелое и смутное время они сохранили в себе такие качества как открытость, доброта, отзывчивость.

И вот начались трудовые будни. Закупленное оборудование отвечает всем современным требованиям в этой области и позволяет изготавливать изделия высочайшего качества. Для примера: японский литейный комплекс YASUI с интеллектуальным управлением, установленный в цехе, на сегодняшний день в своем классе является лучшим в мире. Их в России вряд ли больше десятка. В перспективе на этом оборудовании можно будет производить до 20 килограммов ювелирных изделий в месяц, то есть около 8000 сережек, колечек и подвесок. А учитывая высокое качество бриллиантов и самих ювелирных изделий, можно предположить и развитие экспорта.

Могут закрасться сомнения: смогут ли такие «зеленые» специалисты обеспечить высокое качество? Конечно, их трудовой стаж по новым профессиям невелик, но нельзя недооценивать и фактор одаренности. Например, ювелир-монтировщик Янина Подольская, выполняющая свою работу с очень высоким качеством, занялась еще и дизайном. Из-под ее карандаша вышли модели брошек, символизирующие остров Ягры. На них воедино стилизованы три символа - море, солнце и чайка. Кстати, эти броши уже воплощаются в металле. А Николай Бялюк, ранее работавший разметчиком на участке огранки, очень хорошо знает и чувствует камень при закрепке. Это позволяет выполнять операцию аккуратно и качественно. Список способных специалистов можно продолжать. Результатами их труда уже можно полюбоваться в магазине «Гудвилл». Впрочем, не только там. Уверен, с такими кадрами новое производство быстро станет высокорентабельным. Со своей стороны постараюсь передать весь накопленный мною опыт вашим специалистам. Счастливого плавания тебе, «Звездочка».

Записала Людмила ШУРЫНДИНА