Корабельная сторона
Номер от 12 октября 2004 г.

Наряду с королем Швеции
115 лет со дня рождения выдающегося русского мецената Александра Сибирякова

Удивительное дело: все мы слышали о ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», о его экспедиционных плаваниях в морях Советской Арктики, о героическом бое, который принял его экипаж в 1942-м, однако почти все затрудняются ответить, в чью память был назван этот корабль, что за заслуги имеет перед страной Александр Сибиряков?

В ИЗДАНИЯХ Большой Советской Энциклопедии о нем указывалось довольно скромно: богатый сибирский промышленник, меценат, вложивший средства в организацию нескольких важных исследовательских экспедиций. А дата смерти в иных изданиях указывалась неверная - 1893 год, хотя на самом-то деле Александр Михайлович Сибиряков умер в 1933 году, в Ницце, будучи в эмиграции, куда выехал в 1917-м.

Александр Михайлович Сибиряков родился в Иркутске, в 1849 году. Его предки - наши земляки, крестьяне Яренского уезда Архангельской губернии - переселились в Сибирь в конце XVII - начале XVIII веков. Молодым человеком Сибиряков окончил политехникум в Цюрихе и затем основал несколько золотых приисков, которые приносили ему немалый доход.

Будучи всесторонне образованным человеком, он испытывал большой интерес ко всему новому и, в частности, к исследованиям Северного морского пути, которые активно начались претворяться в жизнь во второй половине XIX века.

Так, в 1876 - 1878 годах он, наряду со шведским королем Оскаром II, стал главным меценатом экспедиции Н.А.Э. Норденшельда на судах «Лена» и «Вега». Шведы намеревались пройти на них Северный морской путь с запада на восток. Когда же истек оговоренный срок ожидания, он направил для розысков экспедиции к устью Енисея свой пароход. Однако в конечном итоге помощь спасателей не понадобилась. Норденшельд успешно перезимовал на трассе Севморпути и на следующий год вышел на чистую воду Тихого океана, впервые, таким образом, преодолев морской путь вдоль северных рубежей России.

Сибиряков также финансировал и полярную экспедицию другого шведа - Оскара Диксона, имя которого с тех пор носит легендарный архипелаг.

Ещё раньше он обратился в Императорское географическое общество с предложением исследовать водные сообщения в Сибири, пожертвовав на это 7000 рублей, что по тем временам было огромной суммой. В результате его подвижнической деятельности было исследовано течение Ангары и водораздел рек Оби и Енисея.

В 1880 году Сибиряков сам сделал попытку, правда, не совсем удачную, пройти в устье Енисея через Карское море и описал его в статье: «Плавание шхуны «Оскар Диксон» к устью Енисея». Еще через четыре года он самостоятельно с группой исследователей проделал санно-пеший переход от устья Печоры через Урал в Сибирь, до Тобольска.

В разное время он пожертвовал «Восточно-Сибирскому отделу Императорского Русского географического общества» в общей сложности свыше 10 тысяч рублей, давал средства на издание сочинений по истории Сибири, содействовал открытию Томского университета и пожертвовал в пользу Академии наук 10 тысяч рублей на премирование ученых за оригинальные исторические сочинения на русском языке о Сибири.

Сам же он является автором таких важных исследований как «Очерк из забайкальской жизни» (1878) и «К вопросу о важности водного сообщения между Тобольском и Енисейском через устья Оби и Енисея и о водных путях сообщения Сибири вообще» (1893).

Поразительны порой коллизии судьбы: Александр Михайлович отдал практически все свое огромное состояние российской науке, а сам через несколько лет, оказавшись в эмиграции, жил в нищете. Россия в эти трудные для Сибирякова времена о нем не вспомнила. Вспомнила Швеция, почетным гражданином которой Александр Михайлович являлся. В Ницце его специально разыскал шведский посол, чтобы объявить об учреждении ему именной стипендии, которая и позволила русскому меценату в материальном отношении достойно прожить последние годы жизни.

К слову, младший брат Александра Михайловича - Иннокентий, во многом разделявший его убеждения, также финансировал научные исследования, издания трудов по истории Сибири, а также отдавал деньги на улучшение жизни рабочих на Ленских приисках. Увы, добродетель и ум в России не ценятся, что лишний раз подтверждает судьба Иннокентия Сибирякова. Его объявили сумасшедшим, и он умер в монастыре в 1901 году.

В память и за заслуги Александра Михайловича Сибирякова полярные гидрографы назвали его именем остров против устья Енисея, под 79° восточной долготы от Гринвича и 73° северной широты.

Сегодня в составе транспортного флота Северного морского пароходства есть крупный лесовоз «Александр Сибиряков».

Олег АНДРЕЕВ