Корабельная сторона
Номер от 12 октября 2004 г.

Спасение на водах со скандалом
На Балтике прошли учения по спасению подводников

В середине прошлой недели на Балтийском флоте прошли учения, которые наделали шума в российских СМИ. Речь идет об учебной операции по спасению экипажа «терпящей бедствие» дизельной подлодки Б-806 проекта 877.

ДЕЛО БЫЛО ТАК. В соответствии с планом боевой подготовки поисково-спасательной службы, 5 октября лодка Б-806 Балтийского флота легла на грунт в часе хода от Балтийска на глубине 53 метра. По легенде значилось, что сработала мина, ранее прикрепленная снаружи пловцом-диверсантом. Был подан сигнал бедствия. На борту лодки находился экипаж из пятидесяти трех человек и проверяющие. Поиск «терпящих бедствие» начало осуществлять флотское спасательное судно СС-750.

В военные спасатели СС-750 был переведен из гражданских килекторных судов КИЛ-140 проекта 141. Суда этого проекта строились в ГДР в конце восьмидесятых - начале девяностых годов прошлого века. Полное водоизмещение киллекторов составляет 5250 тонн. Длина - 112,9, ширина - 18,2, осадка - 5,7 метра. Пропульсивная система - дизель-электрическая, включает в себя пять дизель-генераторов общей мощностью 4415 кВт и два гребных электромотора мощностью 2200 кВт. Скорость полного хода - 13,6 узла. Дальность плавания - до 12000 миль. Автономность - 15 суток.

Грузоподъемность переднего гака кормового килекторного устройства (портала) 130 тонн, кормового гака - 90 тонн. Дополнительно имеется стрела и кран грузоподъемностью 100 и 12 тонн соответственно. Оборудование СС-750 позволяет ему нести на своем борту два подводных самоходных аппарата АРС-22 и АС-26. Для использования в качестве носителя ПА на судно в условиях завода были установлены следующие ГАС: «Оредеж-М», предназначенная для определения дальности до маяков-ответчиков и аварийного гидроакустического сигнализатора (АГС) МГС-30 аварийной лодки, а также для связи на звуковых частотах; МГ-329М - для определения пеленга и дистанции до ПА во время его работы; «Протей-6» -для связи с ПА, также оборудованным ГАС «Протей-6»; МГВ-5Н - для связи с водолазами и ПА.

За свою недолгую жизнь военного спасателя СС-750 с разным успехом принимал участие в нескольких реальных спасательных операциях. Однако настоящая служба у бывшего килектора только начинается. Летом нынешнего года он совместно с лодкой Б-806 наносил визит в Стокгольм. Предполагается, что СС-750 может быть задействован в совместных общеевропейских спасательных операциях. Для этого были модернизированы носимые на его борту подводные аппараты.

Один из них - «Русь» - построен на «Адмиралтейских верфях» в 1999 году. Этот сверхпрочный

25-тонный титановый шар диаметром чуть более двух метров, снабженный манипуляторами, способен вести поисковые работы на глубинах до шести километров. Нынешним летом аппарат прошел цикл заводской модернизации. Как сообщили в пресс-службе предприятия, основное оборудование глубоководного аппарата - устаревшие навигационный комплекс и гидроакустическая станция связи - заменены на современные. После испытаний дифферентного устройства и монтажа наружного корпуса планируется проведение ходовых испытаний аппарата. Они запланированы на четвертый квартал сначала на Балтике, а затем в Атлантическом океане.

Другой аппарат - «Приз» проекта 1855 также модернизировался на «Адмиралтейских верфях». Глубина погружения его титанового корпуса составляет тысячу метров. Но он, в отличие от «Руси», может принимать на борт до двадцати спасенных моряков с терпящей бедствие лодки. При этом автономность аппарата составляет 120 часов, со спасенными - 10 часов. Экипаж «Приза» - три человека. Следует заметить, что проект 1855 конструировался «Лазуритом» и строился «Красным Сормовом» для подводных спасательных лодок проекта 940. Однако в настоящее время ни одной рабочей лодки названного проекта в России нет. А прочные аппараты, которых построено четыре, заняли свое место на надводных спасателях. На борту СС-750 прописался аппарат под номером АС-26. Именно ему и предстояло в ходе учений принять под водой пятерых моряков с борта Б-806.

Очевидцы отмечают, что спасательному судну СС-750 удалось без труда выйти в «район бедствия», обнаружить Б-806 и приступить к учебной спасательной операции. На борту спасателя находилось много флотского начальства. А руководил операцией командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев. Само быстрое нахождение «самой тихой в мире» лодки, причем лежащей на грунте, специалисты считают большим достижением экипажа спасателя. А вот дальше удача покинула СС-750. Глубоководный аппарат не смог прикрепиться к корпусу подлодки. Эксперты подчеркивают, что подобная операция крайне сложна. Многотонный аппарат не может просто зависнуть и постепенно идти на стыковку. Водная стихия - это не космос. Подводные течения постоянно сносят аппарат, и операторам приходится ежесекундно брать управление на себя. Бывалые моряки вспоминают, что в лучшие годы, когда подобные тренировки шли постоянно, вероятность быстрой стыковки составляла от четверти до трети случаев. Вот и нынешнее погружение попало в статистику неудач. От дальнейших попыток было решено отказаться по причине выявленных неполадок в аппарате

АС-26. На флоте по этому поводу не делают страшных глаз и намереваются в самое ближайшее время повторить операцию. На то и учения.

А вот пресса поспешила в очередной раз вылить на моряков ведро помоев, обвинив их в непрофессионализме и беспомощности.

Владимир ВОЛОДИН