Корабельная сторона
Номер от 12 октября 2004 г.

«Красная кузница»: прошу передышки
Старейшая российская верфь на грани банкротства. Паники не наблюдается

Пожалуй, самая главная новость прошлой недели в среде северных корабелов: архангельскому СРЗ «Красная кузница» предстоит пройти процедуру банкротства. Эта новость не лишена сенсационности, поскольку инициирует этот малоприятный процесс само предприятие.

УЗНАВ об этом, мы специально побывали на «Красной кузнице». Естественно, первым делом прошли вдоль ее причалов: нас интересовало, есть ли рабочий задел у соломбальцев. Запустения не обнаружили. Оба плавдока были заняты судами. Вдоль причалов заводского ковша в ожидании своей очереди тоже стояли суда. Иными словами, «Кузница» привычно работала.

Более того, мы стали свидетелями, как на заводскую акваторию прибыли очередные заказы. Утром к внешнему пирсу завода пришвартовалась «Индига» - крупный мурманский танкер ледового класса, а сразу после полудня спасатель МЧС России «Калининградец» привел из заполярной Дудинки буксир-кантовщик «Сергей Сердаков». Это уже второй заказ таймырских портовиков: несколькими днями раньше архангельский буксир «Жижгин» привел на акваторию СРЗ их мощный плавкран «Севастополец-5» - во многих отношениях уникальное сооружение, которому предстоит капитальный ремонт.

ИТАК, завод на пути к процедуре банкротства. Причем вторично. Первый раз «Красная кузница» пережила такой неприятный поворот событий в период с февраля 1997 по ноябрь 2001 года. После было некоторое улучшение, мы тому свидетели. Сегодня же положение таково: общий долг завода - 452,5 млн рублей, нет средств на приобретение материалов, топлива, долг по заработной плате составляет свыше 12 млн рублей.

У этой беды архангельских судоремонтников есть объективные причины. Впрочем, здесь впору говорить не только о СРЗ «Красная кузница», а обо всей системе судоремонта в пореформенной России. Что бы там ни говорили, а Советский Союз имел мощный транспортный флот, который планомерно обновлялся за счет судов отечественной и зарубежной постройки. По численности и общему тоннажу наш морской транспорт считался одним из крупнейших в мире. Естественно, что и судоремонтная промышленность страны поддерживалась на должном уровне: заводы и верфи строились и развивались с таким расчетом, чтобы обеспечить плановые ремонты всей этой плавающей армаде. И заказы были. Но вот начались реформы, как уже очевидно, поспешные, непродуманные, зачастую замешанные на криминале. Флот оказался без работы, многие, и порой современные, суда по законам так называемого дикого рынка пошли на списание и распродажу. Ликвидировались целые пароходства.

В таких условиях и судоремонтники оказались без работы. Плюс известный кризис неплатежей. «Красная кузница» не стала исключением. О падении производства говорит сокращение числа работающих - более чем в три раза. Тогда на заводе ввели независимое управление, и со временем положение стало меняться к лучшему. Казалось, кризис миновал. Но, к сожалению, накопленные годами проблемы до конца решить не удалось.

Говорить в таких условиях об оптимизме, конечно, не приходится, но и панических настроений мы не почувствовали. Директор предприятия Владимир Николаевич Дятлов все же уверен: повторная процедура банкротства в данном случае заводу необходима. Для чего?

Арбитражный управляющий, по его мнению, поможет объективно разобраться в сложившейся ситуации. Это одно. Второе, и, пожалуй, самое важное: внешнее управление гарантирует замораживание кредиторской задолженности, которую никак не может погасить завод. Иными словами, пугающую своим названием процедуру банкротства руководство завода рассматривает как возможность сделать передышку и выйти-таки из сложнейшей экономической ситуации с наименьшими потерями. А разрушать то, что создавалось трудом многих поколений, Владимир Николаевич считает совершенно недопустимым.

Что и говорить, в тревожную зиму входит старейшая российская верфь. Но и с уверенным расчетом: из долговой ямы можно подняться.

Олег АНДРЕЕВ