Корабельная сторона
Номер от 4 октября 2004 г.

На берегу истлевший символ
В Архангельске продолжаются работы по укреплению набережной Северной Двины, начатые несколько месяцев назад

Главные работы сегодня ведутся на отрезке между улицами Вологодской и Гайдара. Здесь специализированная организация «Гидрострой 558» проводит так называемое омоноличивание и герметизацию швов стенки берегоукреплений. Вместе с тем рабочие перекладывают плиты покрытия набережной, устанавливают дождеприемники и ремонтируют систему водоотвода и ливневой канализации.

В ЭТОМ году на работы по ремонту набережной Северной Двины в бюджете города заложен

1 млн 800 тысяч рублей. На эти средства предстоит отремонтировать участок в 150 метров набережной. Однако совершенно очевидно, что это лишь малая доля того, что предстоит сделать.

Главная набережная областного центра - любимое место прогулок архангелогородцев - давно уже нуждается в серьезном ремонте и обновлении.

Особенно неприглядно выглядит Красная (бывшая Соборная) пристань, которая много лет является не только ее центром, но памятником исторического и архитектурного наследия. Сегодня так называемый ковш Красной пристани - одно из самых разоренных мест. Бетонный причал-выступ под воздействием ледоходов и постоянного напора Двины основательно подмыт и уже обрушился на несколько десятков метров. Серой неопрятностью коробит взор здание Государственного Северного музея мореплавания, а судьба его самого большого экспоната - шхуны «Запад» - вообще заслуживает отдельного разговора.

Бывшую парусно-моторную шхуну финской постройки в свое время архангельская мореходка использовала в качестве учебного судна. Позднее устаревший «Запад» по специальному проекту решили извлечь из воды и установить на вечную стоянку. Признаться, уже тогда такое решение выглядело спорным, ведь настоящим символом северного мореплавания эта шхуна никак не могла быть. Но что сделано, то сделано...

Затем несколько лет мачты «Запада» высились над Красной пристанью, пока однажды налетевший шквал не снес их. К этому моменту мемориальное судно давно уже требовало серьезного ремонта, но из-за недостатка средств его не проводили.

Ужасные последствия катастрофы давали шанс принципиально решить судьбу старого «Запада»: или восстановить, или демонтировать. Из самых лучших побуждений был брошен клич собрать пожертвования. Что называется, пошли с шапкой по кругу. Однако необходимой суммы так и не обрели. К тому же, как выяснилось, чиновница, отвечавшая за сбор денег, не побрезговала запустить свою руку в эту самую «шапку»...

Сегодня состояние «Запада» таково, что, по оценкам специалистов, судно уже не подлежит восстановлению: сгнила не только наружная обшивка, но и основа корпуса. В сочетании с картинами обрушенной набережной все это привносит в облик центра Архангельска самые унылые краски и служит символом нашего отношения не только к своему прошлому, но и к городу, в котором дано жить.

Олег АНДРЕЕВ